Правда о крахе «аргентинcкого чуда»
|

Правда о крахе «аргентинcкого чуда»

Когда в Аргентине случилось то, что случилось, наша пресса почему-то просто аплодировала. Почти все газеты писали одно и то же: провалилась модель, навязанная бедной латиноамериканской стране Международным валютным фондом. Для России это не страшно, а вот Соединенным Штатам, пожалуй, еще аукнется. На самом деле в Аргентине провалилась не экономическая модель, а, скорее, способы ее реализации. И только объективный анализ позволяет сегодня оценить причины краха «аргентинского чуда» и его возможные последствия для мировой экономики, в частности, российской.

Жизнь не по средствам

Президент Аргентины Э. Дуалде в марте 2002 г. заявил, что ответственность за аргентинские беды частично несет МВФ. Действительно, Аргентина в начале и середине 90-х годов была витриной достижений неолиберальной модели развития, которая применялась в стране в соответствии с рецептами Фонда.

Рис. 1. Бюджетный дефицит Аргентины в 1996-2001 гг.

Рис. 1. Бюджетный дефицит Аргентины в 1996-2001 гг.

Однако очевидная и, несомненно, наиважнейшая причина кризиса состояла в слабости президента и правительства. Система валютного управления «currency board», действовавшая в стране в течение последних 10 лет, требует соблюдения жесткой бюджетной дисциплины. Но в Аргентине, где традиционно очень сильны профсоюзы и законы жестко защищают права наемных работников, добиться этого очень непросто. Большая брешь в бюджете страны была связана с несовершенством налогового законодательства, с наличием в нем большого количества неоправданных льгот и лазеек, позволяющих уклоняться от налогов. То, что удалось в начале 90-х годов популисту К. Менему, добившемуся на базе консенсуса основных политических сил снижения бюджетного дефицита до приемлемого уровня, оказалось не под силу правительству Фернандо де ла Руа. Аргентинцы продолжали жить не по средствам. Зарплаты высокопоставленных чиновников составляли, к примеру, около $2.5 тыс. в месяц.

Бюджетный дефицит продолжал расти (рис. 1). Этому сопутствовал ряд обстоятельств, важнейшими из которых были рост до непомерных размеров государственного долга – результат необдуманной политики в сфере внешних заимствований – и неблагоприятные для Аргентины последствия международного финансового кризиса 1997-1999 гг. (табл. 1, 2). В частности, девальвация бразильского реала в начале 1999 г. привела к резкому снижению конкурентоспособности аргентинских товаров, поскольку на эту соседнюю страну приходится около 30% экспорта Аргентины (рис. 2).

Рис. 2. Девальвация бразильского реала в начале 1999 г. привела к резкому снижению конкурентоспособности аргентинских товаров.

Рис. 2. Девальвация бразильского реала в начале 1999 г. привела к резкому снижению конкурентоспособности аргентинских товаров.

 Немалые потери связаны и со структурой экспорта, в которой, как и десятилетия назад, важнейшее место занимают зерно, мясо и другие сельскохозяйственные товары.

Таблица 1. Сравннительная динамика фондовых индексов.

Таблица 2. Динамика экономических показателей Аргентины

Значительные инвалютные средства направлялись на поддержание золотовалютных резервов страны на уровне, соответствующем общему объему денег в обращении, чего требовала система «currency board». Это сужало возможности для экономического маневра. В сложившейся ситуации правительство пыталось предотвратить кризис с помощью частичных и разрозненных мер. Успеха это не принесло.

 

Кто выиграл, кто проиграл?

В оценках экспертов встречается мнение, что от аргентинского кризиса выиграли США: Штаты спокойно наблюдали, как экономика Аргентины идет ко дну. Однако в данном случае можно говорить только о временном выигрыше в малом при проигрыше в гораздо большем. Действительно, накануне дефолта часть капиталов с аргентинского рынка ушла в США: инвесторы стремились избежать потерь и определить место для более прибыльного и достаточно надежного вложения средств. Однако в Штатах ставки находятся на весьма низком уровне. Куда выше прибыльность вложений в России и Украине, и часть капиталов из Аргентины ушла на эти рынки (прежде всего, на российский), несмотря на то, что это зона повышенного риска.

Немалая часть средств перетекла также в соседнюю Бразилию. По нашей оценке, в США могли уйти сравнительно небольшие суммы – несколько миллиардов долларов, поскольку весь чистый отток частного иностранного капитала из Аргентины в 2001 г. оценивается в $7.2 миллиарда. Общий объем прямых инвестиций США в Аргентине составляет около $29 млрд. Конечно, позиция администрации Буша в отношении финансовой помощи охваченным кризисом странам жестче, чем подход предыдущего американского руководства. Однако при Буше Аргентина получила весьма значительные ресурсы – естественно, при посредничестве МВФ, в котором США являются крупнейшим акционером. На Штаты приходится около 18% капитала Фонда, и позиция США в вопросах выделения помощи, как правило, является решающей. В 2001 г. чистые поступления в Аргентину по каналам многостороннего и двустороннего официального финансирования составили $11.5 миллиарда.

Когда аргентинское правительство, несмотря на все финансовые вливания, фактически потеряло контроль над экономической ситуацией в стране и не имело эффективной программы выхода из кризиса, США предпочли не рисковать оставшимися еще невыплаченными суммами (примерно $9 млрд. от МВФ и $5 млрд. от других международных финансовых организаций).

Большие потери понесли и еще понесут американские (и не только) компании и банки в результате девальвации песо и приостановки Аргентиной платежей по внешним обязательствам.

Миллиардные потери из-за невозможности получить после девальвации плату за проданное в кредит оборудование несут действующие в Аргентине американские телекоммуникационные компании. В связи с тем, что аргентинское правительство тарифы по оплате энергетических услуг перевело из долларов в песо и наложило запрет на их увеличение, растут убытки американских и европейских энергетических компаний, занимающих в этой стране господствующее положение.

Потери понесли также и европейские компании и банки, имеющие крупные вложения в Аргентине. Так, к примеру, ущерб Испании оценивается в $7-9 млрд. (из $26 млрд. прямых инвестиций этой страны).

Интересна в связи с этим ситуация в Бразилии. Экономика этой страны, являющейся важным экономическим партнером Аргентины, в 2001 г. подверглась влиянию сразу нескольких неблагоприятных факторов, включая и крах «аргентинского чуда». Снизились (до 1%) темпы экономического роста, уменьшился (на 20%) приток прямых иностранных инвестиций. Бразилия входит в первую десятку мира по объему ВВП. Поэтому дальнейшее развитие ситуации в этой стране представляет интерес: не грозит ли отсюда цепная реакция кризиса сначала в латиноамериканском регионе, а затем в других странах мира?

Рис. 4. Динамика фондового индекса S&P/IFCI для Аргентины, Бразилии и России в конце 2001–начале 2002 гг.

По-бразильски – не по-нашему…

Рис. 3. Динамика фондового индекса S&P/IFCG для Аргентины, Бразилии и России в конце 2001–начале 2002 гг.

Негативное влияние аргентинских событий на Бразилию несомненно. Оно, в частности, выразилось в сокращении экспорта в Аргентину готовых изделий. Для более объективной оценки рассмотрим в сравнении динамику фондовых индексов Аргентины, Бразилии, а также России. Воспользуемся для этой цели индексами, публикуемыми компанией Standard & Poor’s – глобальным индексом (S&P/IFCG), охватывающим от 60% до 75% объема рыночной капитализации всех проходящих валютный листинг акций (рис. 3), и индекс акций (S&P/IFCI), доступных иностранным портфельным инвесторам (рис. 4 и табл. 1).

Рис. 4. Динамика фондового индекса S&P/IFCI для Аргентины, Бразилии и России в конце 2001–начале 2002 гг.

Рис. 4. Динамика фондового индекса S&P/IFCI для Аргентины, Бразилии и России в конце 2001–начале 2002 гг.

Графики свидетельствуют о корреляции в январе 2002 г. аргентинских и бразильских фондовых индексов и об отсутствии ее между аргентинскими и российскими показателями. Это вполне объяснимо: экономические связи Бразилии и Аргентины существенно более тесные (по сравнению с Россией).

Однако в феврале котировки бразильских акций стали повышаться при сохранении понижательной тенденции для значений аргентинского индекса. Заметной положительной корреляции между котировками долговых обязательств трех стран (рис. 5) в рассматриваемый период не обнаруживается. Скорее, наоборот. Это обстоятельство может быть связано с перетоком капиталов с аргентинского на бразильский и российский рынки.

Рис. 5. Динамика котировок долговых обязательств Аргентины, Бразилии и России в декабре 2001–марте 2002 гг.

Рис. 5. Динамика котировок долговых обязательств Аргентины, Бразилии и России в декабре 2001–марте 2002 гг.

Графики наглядно подтверждают тезис о том, что ухудшение экономических показателей в Бразилии в конце 2001 г. – начале 2002 г. не настолько сильно, чтобы развился кризис. В стране своевременно принимаются соответствующие меры: рационализируется потребление энергии, сокращаются бюджетные расходы. Экономика Бразилии, здоровая в своей основе, обладает мощным потенциалом по противодействию неблагоприятным тенденциям. Достаточно сказать, что объем золотовалютных резервов увеличился за первые два месяца текущего года с $35.8 млрд. до $36.2 млрд. Инфляция составляет менее 8% на годовом уровне.

Курс реала устойчив. Базовая межбанковская ставка составляет 18.75% и регулярно снижается. Однако значительного улучшения ситуации в 2002 г., скорее всего, не будет, так как в стране предстоят выборы нового президента, и инвесторы будут проявлять осторожность. Как повлиял аргентинский кризис на российские финансовые рынки? Россия, вероятнее всего, получила небольшой временный выигрыш от оттока капиталов из Аргентины. Однако по мере нормализации ситуации в этой стране часть ушедших краткосрочных капиталов может в нее вернуться. По оценкам экспертов, в результате аргентинских событий могут также временно улучшиться условия для экспорта Россией растительного масла и зерна.

Позитивный эффект кризиса

Результаты посещения Аргентины в марте 2002 г. миссией МВФ свидетельствуют о том, что часть пути по урегулированию кризиса уже пройдена, и в течение нескольких месяцев страна может получить долгожданные кредиты. Для этого правительству необходимо предпринять дополнительные меры, в том числе – по повышению доверия инвесторов (размораживание банковских вкладов, снятие ограничений на перевод прибылей и процентов и т.п.), ужесточению бюджетных показателей, предоставлению гарантий социальной защиты беднейшим слоям населения.

Аргентинский кризис (как, впрочем, и российский, и многие другие) имеет и позитивный эффект. Этот эффект заключается, прежде всего, в повышении конкурентоспособности экспорта после девальвации национальной валюты, в более строгом контроле над бюджетными затратами в центре и провинциях страны, в создании других условий, необходимых для экономического подъема. Уже общепризнанно, что аргентинский кризис, в силу его длительности и принятия экономическими агентами превентивных мер, имеет очаговый характер. Затронутыми им оказались лишь ближайшие соседи Аргентины, прежде всего, Уругвай и Бразилия. Нормализация ситуации окажет позитивное влияние на экономику этих стран и в целом региона.

2002

Виктор Семенов