Валютный совет: Суть правительственных банков
|

Валютный совет: Суть правительственных банков

ltymubКак и центральный банк, валютный совет (или валютное правление) является денежно-кредитным органом страны, который печатает деньги. Однако в отличие от центробанка, валютный совет не является ни “кредитором последней инстанции”, ни “правительственным банком”. Валютный совет может функционировать в отдельности или параллельно с центральным банком, но последний вариант встречается редко. Подобный малоизвестный тип денежной системы существует столько же лет, сколько и более популярные центральные банки, и используется в экономиках многих стран, больших и маленьких.

Альтернатива центральному банку?

В классической теории валютный совет выпускает в обращение местные денежные знаки, курс которых “зафиксирован” против иностранной валюты (или сырьевого товара), известной как резервная валюта (валюта-якорь). Валюта-якорь сильна и выполняет функцию международного расчетного средства (обычно американский доллар, евро, британский фунт). Ценность и стабильность местной валюты напрямую связаны с ценностью и стабильностью валюты-якоря. Таким образом, обменный курс при валютном правлении строго фиксирован.

Помимо этого, денежная политика страны не зависит от решений монетарных властей (как в случае с центробанками), а определяется предложением и спросом. Валютный совет всего лишь выполняет функцию эмиссии денежных знаков и конвертирует национальную валюту в валюту-якорь по фиксированному курсу. В традиционном понимании валютный совет не в состоянии манипулировать процентными ставками, устанавливая размер дисконтной ставки. А поскольку валютный совет не кредитует банки или правительство, то единственным способом для правительства заработать необходимые средства является налогообложение и заимствования, а не выпуск новых денег (основная причина инфляции). Более того, процентные ставки в стране становятся схожими с таковыми в стране валюты-якоря.

Конверсия и обязательства

Теоретически для функционирования валютного совета необходимо иметь валютные резервы, которые бы на 100% покрывали объем национальной валюты в обращении, и долгосрочные обязательства перед местной валютой. Требуется, чтобы валютный совет использовал фиксированный обменный курс и поддерживал минимальный объем резервов, определенный законом.

Активы резервов валютного совета обычно представлены либо облигациями с маленьким процентом, либо другими видами ценных бумаг. При валютном правлении, денежная база на 100% обеспечена резервами в иностранной валюте. Обычно резервы немного превышают 100% с тем, чтобы валютный совет смог покрыть все свои денежные обязательства (выпущенные денежные знаки).

Валютный совет также должен обеспечивать полную конвертируемость национальной валюты в валюту-якорь. Это означает, что для физических и юридических лиц нет каких-либо ограничений по обмену национальной валюты в иностранную, по отношению к которой курс зафиксирован.

За пределами “последней инстанции”

В отличие от центрального банка валютный совет не держит банковских депозитов, которые бы приносили проценты и увеличивали прибыль. Поэтому он не может быть кредитором последней инстанции для других банков: если какой-либо банк находится на грани банкротства, то валютный совет не окажет финансовой помощи. И хотя коммерческим банкам не требуется иметь резервы для покрытия даже 1% своих обязательств (требования по депозитам), многие утверждают, что при наличии традиционного валютного правления в стране банки редко становятся неплатежеспособными.

Где существуют валютные советы?

История валютного совета также стара, как и центрального банка, и уходит своими корнями в банковский акт 1844 года, подписанный в Великобритании. Однако на практике большинство валютных советов находилось в колониях, чьи экономики были тесно связаны со страной-метрополией.

В процессе деколонизации многие государства, ставшие суверенными, выбирали экономическую систему с валютным правлением, чтобы добавить значимости и престижа своим собственным новым валютам. Здесь возникает вопрос, почему нельзя было просто воспользоваться валютой-якорем (а не печатать собственные денежные знаки). Во-первых, можно получить прибыль на разнице между процентами, которые страна зарабатывает благодаря активам в валюте-якоре, и стоимостью обеспечения обязательств по выпущенным в обращение денежным знакам. Во-вторых, ввиду националистических причин бывшие колонии предпочитают демонстрировать независимость путем эмиссии собственной валюты.

Современные валютные советы

Считается, что сейчас валютные советы на практике не соответствуют традиционным представлениям. По сути, данные экономические системы имеют схожие с валютным правлением черты, поскольку в процессе функционирования комбинируются различные методы. К примеру, в наличии имеется центральный банк, однако он подчиняется правилам, которые устанавливают необходимый объем валютных резервов и величину фиксированного обменного курса. Или наоборот, валютный совет может обеспечивать резервами менее 100% имеющихся в обращении средств. Сегодня такие новые независимые государства, как Литва, Эстония и Босния, имеют систему, схожую с валютным правлением (местные валюты привязаны к евро). В Аргентине подобная экономическая система существовала до 2002 г, валютой-якорем выступал американский доллар. Во многих государствах Карибского бассейна похожие на валютный совет системы сохранились до сих пор.

Самым популярным примером экономики с валютным правлением, пожалуй, является Гонконг – специальный административный район в составе КНР. В 1997-1998 гг Гонконг испытал финансовый кризис, когда обычные слухи привели к росту процентных ставок и ослаблению гонконгского доллара. Однако учитывая сущность валютного совета трудно себе представить, как и почему гонконгский доллар оказался под влиянием слухов, ведь его курс строго зафиксирован, а как минимум 100% денежных средств  в обращении обеспечено резервами в иностранной валюте (в данном случае объем валютных резервов в 3 раза превышал денежный агрегат M0). Курс был зафиксирован на отметке 7,80 гонконгских долларов за 1,00 доллар США. Тем не менее, как считают аналитики, валютный совет поддался нетрадиционному поведению и попытался влиять на денежно-кредитную политику и управлять ею. Именно поэтому инвесторы стали опасаться, что Валютное управление Гонконга может воспользоваться резервами, если посчитает это необходимым.

Таким образом, для ослабления гонконгского доллара оказалось достаточно разговоров о том, что валютный совет больше не выполняет традиционные функции, и стремления самого совета защитить фиксированный курс местной валюты (хотя фактически совет не мог заниматься этим вопросом). Когда роль Валютного управления Гонконга стала расплывчатой, валютный совет потерял доверие общественности. В результате гонконгская экономика оказалась под ударом, а полномочия денежно-кредитного органа пришлось пересмотреть.

Заключение

Какая же система – валютный совет или центробанк – лучше? В истории нет примеров, которые смогли бы дать ответ на этот вопрос. На практике элементы каждой системы, независимо от их тонкости, заслуживают признания. Для нормального функционирования любому денежно-кредитному органу надо заручиться доверием общественности. Если инвесторы теряют уверенность в системе – не важно, представлена она валютным советом, центральным банком или имеет черты обоих, – то подобная система обречена на провал.