Европейский кризис: Лечение воздержанием только началось
|

Европейский кризис: Лечение воздержанием только началось

Глава Европейского центробанка Марио Драги недавно заявил, что самая опасная фаза долгового кризиса в Европе осталась позади. Но так ли обстоят дела в действительности?

Конечно, насыщение европейской банков­ской системы ликвидностью сняло напряжение на финансовых рынках. У гособлигаций Италии и Испании снова появились покупатели, да и доходность, по крайней мере итальянских бондов, заметно снизилась. Однако делать на этом основании вывод, что кризис преодолен, не более убедительно, чем говорить страдающему сердечной недостаточностью пациенту, что он уже выздоравливает, так как его подключили к аппарату искусственного кровообращения. Экономические проблемы зоны евро до сих пор не решены.

Для преодоления долгового кризиса правительствам и частным домохозяйствам в проб­лемных странах необходимо уменьшить объемы своих долгов. Путем сокращения зарплат и других расходов экономика должна восстановить свою конкурентоспособность. Кроме того, должны снизиться цены на недвижимость и другие имущественные активы, чтобы у инвесторов появилась готовность снова делать инвестиции в проблемных государствах. Однако добиться всего этого одновременно крайне трудно.

Для сокращения бюджетных дефицитов правительства снижают свои расходы и повышают налоги. Меньше денег тратят и частные домохозяйства. Одновременно они попадают под пресс растущих налогов и сокращающихся доходов. К тому же происходит падение стоимости домов, и их владельцы вдруг сталкиваются с тем, что задолженность по ипотеке начинает превышать стоимость самой недвижимости. Рано или поздно это приводит к тому, что банки прибегают к списанию ипотечных займов. Это ослабляет их балансы, ограничивая возможности по кредитованию здоровых фирм и платежеспособных частных домохозяйств. Существует угроза формирования негативной экономической спирали, которая характеризуется снижением спроса, падением цен и ростом безработицы.

Завершения кризиса следует ожидать лишь тогда, когда этот процесс коррекции завершится. Сейчас в наибольшей степени подобное произошло в Ирландии. По сравнению с пиковым значительно упал уровень зарплат и стоимости домов, и впервые после 2010 года эта страна снова имеет профицит госбюджета. Таким образом, она начинает сокращать свой внешний долг. Впрочем, перейдет ли эта фаза в стабильное экономическое выздоровление, еще не ясно.

В других проблемных странах процесс коррекции до сих пор проходит менее успешно. Так, в Испании расходы на фонд заработной платы и цены домов понизились незначительно, и дефицит платежного баланса по итогам 2011 года останется, по всей вероятности, по-прежнему в районе 4% от ВВП, а дефицит госбюджета достигает почти 9%. При этом испанская экономика сокращается примерно на 1% в год. Также со скрипом под грузом жестких программ санации и снижающегося ВВП идут дела в Португалии и Италии.

В связи с этим можно констатировать, что проблемные страны Европы находятся скорее в начале, чем на завершающем этапе уникального с исторической точки зрения лечения воздержанием. И не ясно, предстоит на финальной стадии этого развития новая реструктуризация, как в Греции, или же экономика выздоровеет настолько быстро, что это сможет предотвратить банкротства банков или национальные дефолты.

С учетом нынешнего положения дел заявление Марио Драги больше похоже на то, что желаемое выдается за действительное. Впрочем, можно его оправдать тем, что хотя кризис не преодолен, но европейские политики взяли на вооружение стратегию антикризисного менеджмента. Начатые Европейским центробанком вливания ликвидности могут быть началом денежно-политической экспансии, цель которой заключается в том, чтобы смягчить коррекционную нагрузку в проблемных странах за счет более высокого роста цен на севере зоны евро и снижения стоимости евро на мировом рынке.

Стратегия эта может оказаться вполне успешной, но и риски, которые ей сопутствуют, весьма значительны. Вливания ликвидности могут затормозить процесс коррекции, и тогда удержать в целом динамику ценообразования в зоне евро под контролем будет непросто. К тому же остается вопрос, насколько легитимен мандат ЕЦБ для осуществления этой стратегии и в достаточной ли мере обеспечивается демократический контроль.