Бананы - лакомство для спекулянтов
|

Бананы – лакомство для спекулянтов

12(50) декабрь 2003


Бананы – главный фрукт в мире.  Объем их потребления, несмотря на то, что из бананов не выжимают сок, почти в два раза больше, чем у популярных яблок и апельсинов. Цены на бананы крайне волатильны, разница между розницей и оптом очень существенна, а вход в рынок не требует большого капитала. И хотя до сих пор нет бананового контракта, они – настоящие коммодити и просто находка для спекулянта.


Бананы


Бедность – не порок?
Как и всякая трава, бананы растут необыкновенно быстро, их не надо каждый год сажать. Растения семейства банановых возделывали еще с древнейших времен.  Первые упоминания о них датированы VI веком до нашей эры. Всего бананов различают около 400 видов.


Обратная сторона продуктивности бананов – перепроизводство, и поэтому цены на них крайне низки, доходность производства мала, а сам продукт стал синонимом бедности и эксплуатации, и даже родилось такое понятие, как “банановая республика”. Это классический колониальный товар.  Стоимость транспортировки достигает половины и более конечной цены в рознице, что приводит к тому, что большая часть бананов потребляется на месте. Цены так низки, а качество так высоко, что их едят практически все слои населения, независимо от уровня доходов. Поэтому на первые позиции по валовому потреблению выходят самые многочисленные страны – Китай и Индия.


Трудности с транспортировкой фрукта приводят к тому, что общая доля мировой торговли не превышает 15%. Точную цифру указать трудно, поскольку развитые страны активно используют реэкспортные операции. Так, в начале 90-х годов практически все бананы, поступавшие в Россию, шли через страны Западной Европы, да и в настоящее время страны Бенилюкса занимают 5-е место по экспорту бананов (рис. 1). Высокая доля реэкспорта объясняется необходимостью использования капиталоемких объектов инфраструктуры – специальных терминалов, а также и камер дотации и хранения.


Структура мирового экспорта бананов


Основные торговые потоки – из стран Центральной и Латинской Америки на восточное побережье США и в Западную Европу, из Филиппин в Японию, из стран Андской группы на западное побережье США и Канады.


В два раза меньше, чем в Европе
В настоящее время объем мирового рынка бананов составляет около $10 млрд. Российский рынок с учетом перепродаж оценивается в $750 млн., или 716 тыс.  тонн.


Потребление бананов на душу населения в России в последние годы растет быстрыми темпами.  Так, за 2003 год ожидается прирост около 13%. Однако, если в странах Восточной Европы потребление составляет около 8-10 кг на человека, то у нас в два раза меньше – 4.9 кг, что гарантирует дальнейший прирост российского рынка в будущем.


Объем производства бананов в мире также неуклонно растет, и пока не видно причин, по которым этот процесс начал бы замедляться. Более того, как видно из рисунка 2, в последнее десятилетие рост увеличился. Так, с 1960 г. средний темп прироста производства составлял 3-4% в год, около 1 млн. тонн, а за последнее десятилетие – почти 2 млн. тонн. Впрочем, в процент-ном отношении прирост был не очень большим, чуть выше роста всей мировой экономики. При этом состояние самой экономики слабо влияет на динамику банановой отрасли.


Мировое производство бананов


Доходность бананового рынка достаточно низка, как и полагается классическим коммодити. Даже на растущем российском рынке доходность с начала 90-х годов упала с 50% годовых до 10% и ниже. Из-за высоких рисков, сопутствующих этому рынку, а также необходимости крупных капиталовложений в торговое, транспортное и складское оборудование, российская банановая импортная отрасль идет по классическому мировому сценарию – высокой концентрации участников рынка.  Так, в настоящее время три российские компании – JFC, Soros и Sunway – держат около 80% бананового рынка.


А раньше кормились только рассказами…
Транспортировка – ключевой процесс в банановой отрасли, во многом определяющий ее облик. Не все сорта бананов выдерживают транспортировку, и потому существенная доля их не может стать продуктом широкого экспорта. Например, красные бананы, которые особенно вкусны в обработанном виде.


Из тех сортов, которые доходят до северных стран, как это ни странно, созревший в естественных условиях банан практически не представляет ценности. Он пресен, кожица растрескивается, мякоть легко поддается гниению.  Пригодны для употребления в свежем виде лишь те бананы, которые срезали зелеными и которые дозрели в искусственных условиях.  Поэтому практически до конца ХIХ века Европа не знала бананов и кормилась только рассказами о волшебном по вкусу фрукте. Появление далеко не простых технологий транспортировки и дозаривания позволило запустить рынок и превратить банан в главный фрукт в мире.


На своей родине, в Индии, банан возделывался преимущественно как кормовая крахмалосодержащая культура. Поскольку корневища, в отличие от плодов, легко транспортируются, то с арабскими купцами он легко достиг берегов Африки, где так прижился, что до сих пор многие считают банан исконно африканским растением. Но он по-прежнему был неизвестен в северных странах. Фрукт, как правило, сгнивал еще до того, как его успевали довезти. Положение изменилось с прокладкой узкоколеек к плантациям и строительством в 1903 г. специального грузового корабля с охлаждаемым грузом.  Началось победное шествие бананов по миру.


В настоящее время транспортировка фруктов из страны-экспортера занимает около 12-18 суток.  Храниться после срезки в зеленом состоянии бананы могут чуть больше месяца. Транспортируются они в рефрижераторных морских судах, упакованными в герметичную пленку. Низкая температура и специальный газовый состав смеси позволяют удерживать товар в состоянии “съемной” зрелости. По прибытии в порты бананы подвергают процедуре дозревания в специальных камерах. В них партию выдерживают сутки, после чего бананы проветриваются и охлаждаются. Весь цикл дозревания занимает от 3 до 8 дней.


Проклятье низких цен
Крайне сжатый цикл реализации делает рынок бананов относительно сложным для анализа.  Сейчас в мире всего несколько транснациональных компаний, которые занимаются транспортировкой в крупнооптовых масштабах.  Как правило, они занимаются также производством бананов и частично реализацией. Отгрузка бананов в странах-производителях происходит достаточно регулярно. Компании отправляют корабли в те точки земного шара, которые на данный момент кажутся им наиболее привлекательными по ценам.


Поскольку время транспортировки занимает около полумесяца, и приблизительно столько же максимальный срок хранения, то можно оценить соотношение спроса-предложения в точке, куда направляется корабль, на временном горизонте не более месяца.  Соответственно, тренды на банановом рынке также крайне краткосрочны, что является особенностью данного рынка. Достаточно случиться забастовке в крупном порту или очередному военному перевороту в “банановой республике”, как сразу цены на товар подскакивают. Правда, ненадолго и только в конкретном регионе.  Для рынка бананов очень большое значение имеет погода. В отличие от большинства растительных культур температура и количество солнечных дней не столь существенны для урожая.  Там, где выращиваются бананы, не бывает заморозков и засух, и нет значительных перепадов температуры. А вот тропические ливни и вообще повышенная влажность могут погубить урожай на большой территории.


Банан – достаточно капризная культура. Он очень подвержен различным заболеваниям. В 50-х годах прошлого столетия панамская лихорадка уничтожила один из видов банана в Центральной Америке. А в начале этого года мировую прессу обошло тревожное сообщение, что из-за грибкового заболевания бананы могут во-обще исчезнуть, поскольку если они заболевают, то по всему миру.  Спешу успокоить: даже если это и случится, селекционеры очень быстро выведут похожие сорта бананов из природных видов.


Банан плодоносит круглый год, и при его производстве практически не ощущается сезонности (созревание плодов длится около трех месяцев). Потребление резко возрастает во время праздников, а в северных странах пик потребления приходится на зиму и весну, когда сокращается предложение местных фруктов и овощей.  Очень большое влияние на цены для конечного пользователя оказывают ситуации, складывающиеся на рынках морского фрахта, а также изменения в налогообложении стран-экспортеров и потребителей. Особой строкой следует выделить затраты, связанные с прохождением Панамского канала, через который идет значительный поток бананов.


Цены на бананы различны не только в разных регионах, но и зависят от того, у кого и как фрукты продаются. Поэтому определенного понятия “цена на бананы” не существует. На рисунке 3 приведены отгрузочные цены в одном из крупнейших экспортеров бананов – Эквадоре. Даже там спрэд между покупкой и продажей достаточно велик.


Диапазон цен на бананы в Эквадоре


Идеальная пища для трудоголиков
Все попытки ввести брэнд на рынке бананов не привели к успеху. Как показывают данные неумолимых опросов, покупатели практически не различают не только фирм продавцов, но порой даже и сорта бананов. Ну просто идеальные коммодити! А ведь брэнды – практически единственное средство повысить норму прибыльности для таких массовых и склонных к перепроизводству продуктов.


В плодах не много витаминов, но до четверти веса легкоусвояемых углеводов. Это приводит к высокой энергетической ценности продукта – в некоторых сортах до 170 ккал (обычно около 100 ккал) на 100 граммов продукта. Пять-шесть бананов заменяют приличный обед. В них много калия и магния, а также витамина B6 и допамина, которые считаются антидепрессантами. Поэтому бананы – поставщик легкой энергии для человеческого организма, идеальная пища для трудоголиков и грузчиков.


Мякоть банана настолько легко усвояема, что часто прописывается как диетическое средство без дополнительной обработки. Поэтому одна из наиболее важных сфер потребления – детское питание, что особенно важно для банановой отрасли, поскольку это практически единственная сфера, где достигается высокая степень обработки и, соответственно, высокая норма прибыли.


Осознав, что мелкие хозяйства обречены на прозябание по причине хронического перепроизводства, в 1899 г. независимые производители бананов и перевозчики объединились в United Banana Company, а позже в United fruit. Наследница этих компаний – Chiquita Brand International, и в настоящее время является крупнейшим экспортером бананов, несмотря на пережитое в 2001 г. банкротство и полную смену хозяев.


Именно эта компания с 60-х годов попыталась переломить ситуацию перепроизводства и ввела первый в мире брэнд на бананы – торговую марку Чикита. Впрочем, это помогло ненадолго. Проклятье низких цен, сопровождающее всю историю бананов, настигло и этот сорт. В настоящее время делается попытка запустить такой же сценарий для десертных мини-бананов, но перспективы этого пока туманны. Будь банан покапризней в производстве или, по крайней мере, не давал бы он так много плодов – глядишь, и стоил бы подороже.


Банан нарезной


Почему нет банановой биржи
Бананы – идеальные коммодити.  Их рынок очень массовый, продукт имеет стандартную единицу (коробку), в мире огромное количество мелких покупателей и мелких продавцов. Так почему же до сих пор не введен стандартный биржевой контракт, как на прочие колониальные товары – кофе, какао, сахар, апельсиновый сок и прочие?


Опт в банановом бизнесе считается от 1000 коробок. Учитывая среднюю цену в России за коробку около $6, получаем классический лот – около $6 тысяч за контракт.


К слову, проблемы гарантии по качеству продукта и поставки проработаны для бананов несколько лучше, чем для прочих товарных продуктов.


Здесь интересны два момента.  Во-первых, жесткие требования по скорости доставки и реализации бананов. Поэтому нельзя образовать большие запасы продукта, что является одним из важнейших условий существования коммодити.


Во-вторых, специфика данного рынка делает объективной необходимостью высокую концентрацию рыночных игроков, специализирующихся на оптовой транспортировке бананов.


Это контрастирует с крайне мелкими и маломощными компаниями по производству и розничной торговле. Поэтому основные доходы от реализации бананов достаются крупным компаниям, которые, по сути дела, взяли на себя все функции биржи –  пределение оптимальной цены, сведение покупателя с продавцом.


Биржа им не нужна, поскольку она будет реально перераспределять часть их доходов в пользу мелких участников рынков. Проклятье низких цен на бананы проявляется и здесь.


В России в настоящее время существует организация, которая назвала себя банановой биржей. Возраст у нее небольшой – всего несколько лет. В плане компании было создание стандартных биржевых контрактов.


Однако, как заявил ее представитель, выяснилось, что этот проект пришлось пока отложить. В результате в настоящее время в Интернете функционирует классическая доска объявлений, где покупатели встречаются с продавцами. Однако это их ни к чему не обязывает.


В компании заявляют, что продавцы в принципе готовы нести обязательства по заявкам в системе, а вот покупатели предпочитают разбираться по ценам и прочим подробностям непосредственно при погрузке, смотря в глаза продавцу, и не брать на себя никаких дополнительных обязательств.


Вот вам и вся биржа!..


Петр Бобрик