Банковский бизнес по-китайски
|

Банковский бизнес по-китайски

Банковский бизнес по-китайскиБанковский сектор Китая сегодня вызывает огромный интерес не только у иностранных инвесторов, стремящихся расширить свое присутствие на этом финансовом рынке, но и у экспертов, наблюдающих за развитием экономики Поднебесной. Обладая одной из самых массивных ресурсных баз, банковская система КНР испытывает значительные трудности в своем развитии, которые вселяют тревогу в иностранных инвесторов.

Кредитные бюро без языка

В КНР один из самых высоких показателей отношения сбережений к доходам населения, в 2003 году он достиг почти 40%. Однако сегодня в банковской системе Китая немало проблем.

Одна из самых серьезных и практически непреодолимых трудностей – качество кредитного портфеля банков. Сами банкиры отмечают, что их «тянет вниз» в первую очередь потребительское кредитование. И хотя объемы выданных банками потребительских кредитов не столь велики в сравнении с совокупным портфелем, они постоянно растут. Так, если за 2002-2003 гг. совокупный объем выданных китайскими банками кредитов вырос на 13-14%, то объемы потребительского кредитования за этот же период увеличились почти в 2.5 раза и на конец прошлого года превысили отметку в $195 млрд. Однако даже при таких темпах роста объем проблемных потребительских займов на начало 2004 года оценивался разными источниками от 20% до 30%. На рынке потребительского кредитования банкиры страдают, прежде всего, от отсутствия общенационального кредитного бюро. И хотя для КНР не характерны недостатки, связанные с организацией функционирования бизнес-инфраструктуры, на этот раз регулятор допустил ошибку, разрешив создавать кредитные бюро стихийно в рамках больших городов и отдельно взятых провинций. В итоге бюро, связанные с конкурирующими банками, не могут найти общий язык и договориться о взаимном предоставлении информации. Проблемные заемщики растут как на дрожжах: получив кредит в одном банке, они обращаются за новым кредитом в соседней провинции.

Китайцы признают, что вести учет населения страны в 1.3 млрд. человек становится все сложнее и сложнее. Власти зачастую затрудняются прокомментировать миграционные процессы внутри страны и ответить на вопрос о точном количестве жителей, проживающих в том или ином регионе. В результате информационная инфраструктура кредитных организаций практически парализована.

По оценкам экспертов международных организаций, в национальное кредитное бюро нужно вложить около полумиллиарда долларов, чтобы эта структура начала хотя бы номинальное функционирование. Пока же некоторые небольшие банки КНР публикуют фотографии и реквизиты проблемных заемщиков в средствах массовой информации, оплачивая в газетах общенационального значения целые «полосы позора».

Кредитование по-коммунистически?

Не меньшие опасения вселяют проблемы на рынке кредитов субъектам предпринимательской деятельности и государственным предприятиям. Российские банкиры со стажем отлично помнят, что такое кредитование при «развитом социализме», когда государственные предприятия получают кредиты, активно проедая их и образуя гигантские суммы просроченных займов. И хотя в КНР давно отошли от стопроцентного госкредитования, проблемные займы государственных предприятий дают о себе знать. В какой-то мере государственные предприятия подают заразительный пример частникам. Добавим также, что эти процессы разбавляются волной коррупции, уже давно накрывшей четыре главенствующих в отрасли государственных банка.

Давать статистическую оценку деятельности китайских банков на кредитном рынке очень сложно, официальные данные существенно отличаются от цифр, фигурирующих в докладах S&P или информационных сообщениях Bloomberg. Так, например, по официальным данным, доля проблемных кредитов, выданных китайскими банками, в 2003 г. колебалась от 20% до 25%, а по оценкам S&P, она достигла катастрофического размера в 50%.

Вторым «бичом» является безудержный рост кредитов. За последние три года они росли в среднем на 15%. Если темпы роста и снизятся, то в течение двух трех лет значительная часть сегодняшних кредитов превратится в проблемные займы. Для решения проблемы невозвратов эксперты призывают оказать помощь китайским банкам в размере от $100 млрд. до $500 млрд., причем львиная доля приходится на четыре государственных банка.

Но важнее не просто «залить» в систему полтриллиона долларов, а обеспечить ее реформирование. Иначе нынешний коктейль из госсобственности на финансово-кредитные организации, плановой экономики и коррупции превратит банковскую систему КНР в «машину по производству проблемных кредитов».

Начало реформ по известному принципу

Но не все так уж плохо. Еще в 2001 году, при вступлении во Всемирную торговую организацию, официальный Пекин продемонстрировал понимание проблем собственной банковской системы и готовность заниматься реформами, объявив, что с 2006 г. снимает все ограничения на работу иностранных банков в КНР. Сегодня такое решение подталкивает пекинские власти к тому, чтобы повысить конкурентоспособность собственных банков.

Понятно, что у страны с постоянно растущим населением нет свободных полутриллиона долларов. Золотовалютные резервы КНР на конец прошлого года оценивались в размере $430-450 млрд. Именно поэтому регулятор и Народный банк Китая избрали стратегию реформ по известному принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Материальная помощь досталась лишь государственным банкам, которым выделили около $45 млрд. из золотовалютных резервов. Интересно, что эти государственные инвестиции попали только в два банка – Банк Китая и Строительный банк Китая. Оставшиеся $400 млрд. резервов будут переданы в управление специализированной инвестиционной компании, которая примет участие в преобразованиях обоих банков. В КНР, похоже, уже выстроили вертикаль реформы банковской системы. И хотя ни Народный банк, ни Комиссия по регулированию банковской деятельности еще не публиковали никаких программ реформирования, анализ высказываний функционеров упомянутых ведомств за последние несколько месяцев дает возможность понять общую идеологию реформы банковского сектора Поднебесной. Во-первых, собираясь уходить из банковского сектора, государство постепенно уменьшает свою долю в собственности четырех гигантов: Банка Китая, Строительного банка, Промышленного и коммерческого и Сельскохозяйственного банков. Большинство из них уже корпоратизированы, и их акции торгуются на фондовой бирже. Фактически это начало приватизации банковского сектора. Западные эксперты, работающие над проблемами экономического развития Китая, указывают, что «большая государственная четверка» может быть разделена на более мелкие банки с целью избежания отраслевого монополизма. Но в этом случае правительство получит значительно меньшие суммы от продажи госпакетов. Во-вторых, КНР особые надежды возлагает на иностранных инвесторов, которым в этом году разрешили покупать до 25% акций китайских банков. Приватизация банковского сектора должна привести к тому, что трудности по реструктуризации будущих проблемных займов лягут на плечи новых акционеров и, соответственно, перестанут быть проблемой государственной важности. Идея найти деньги на реструктуризацию отрасли на мировых фондовых рынках не нова, а рост иностранных инвестиций в КНР за последние несколько лет делает ее возможной на практике.

Заграница им поможет

Весь прошлый год прошел под знаком поиска иностранных инвесторов в банковский сектор КНР. На сегодняшний день только 73 иностранных банка имеют право проводить операции на территории Китая. Власти искусственно притормаживают остальных, чтобы вызвать интерес иностранцев к подлежащим приватизации банкам. Так, на ноябрь 2003 г. в КНР на рассмотрении регулятора находились обращения 191 иностранного банка. Народный банк как бы намекает: если кто хочет поработать на рынке банковских услуг Поднебесной, самый простой способ – приобрести акции уже существующего китайского банка, и совсем не важно, государственный это банк или частный. Такая политика возымела эффект. Осенью 2003 г. стало известно, что американская корпорация Newbrige Capital ведет активные переговоры о покупке пакета акций Shenzhen Development Bank. В январе 2004 г. самый крупный частный банк КНР Minsheng Banking Corp. объявил о продаже 20% своих акций на фондовой бирже Гонконга.

Интересно, что это далекo не первый случай выхода китайского банка на Гонконгскую фондовую биржу. Примерно за год до инициатив Minsheng Banking Corp. на биржу попали акции Банка Китая, ныне крупнейшего банка страны. Банк Китая давно интенсифицирует интеграционные процессы, открывая закрепленные за собой рынки иностранцам. Эпохальным событием можно считать открытие совместной управляющей компании с известным американским инвестиционным банком Merrill Lynch. Приход таких гигантов инвестиционного бизнеса, как Merrill Lynch, сам по себе означает оживление фондового рынка. Банк Китая теперь получает окно в американский фондовый рынок, в которое, по-видимому, скоро будет выпрыгивать сам и выталкивать своих клиентов из небанковского сектора.

И хотя Merrill Lynch восторженно оценивает перспективы китайского рынка, эксперты указывают, что создание совместной управляющей компании – это только первый этап, на котором грамотно прощупываются возможности для ведения инвестиционного банковского бизнеса между КНР и США. И все же приход иностранных инвесторов в банковский сектор Китая таит в себе ряд опасностей. Тотальная приватизация выведет из-под контроля правительства большую часть операций в банковском секторе. Уже сейчас ясно, что, помимо раскрученных брэндов, подобных Merrill Lynch или Bear Stearns, на рынок КНР попадут «темные лошадки», следовательно, придется усиливать систему мониторинга за отмыванием средств. Через этот процесс прошли практически все посткоммунистические страны. Но это лишь малая часть назревающей проблемы.

Представим ситуацию, когда в Китае соберутся профессионалы из США и Евросоюза – юрисдикций с очень жестким законодательством, регулирующим систему контроля и управления в корпоративном бизнесе. Вероятно, даже у серьезных банковских холдингов возникнет желание попользоваться изъянами китайского законодательства в отношении регулирования качества корпоративного управления. Очевидно, что всем регуляторам финансового рынка КНР в скором времени придется переделывать концепции регулирования на западный манер.

Банковский бизнес в КНР, безусловно, испытывает административное давление, исполняя задачи, поставленные компартией. Тем не менее, прозападные нотки в регулировании банковской деятельности видны уже сейчас. Народный банк Китая внимательно прислушивается к рекомендациям Базельского комитета и Международного банка расчетов. На британский манер в КНР отделили функцию банковского регулирования от центробанка страны, создав несколько органов регулирования финансового рынка, которые легко могут быть интегрированы в единый мегарегулятор.

Бизнес под диктовку

Набор банковских услуг в КНР весьма стандартен. Так, например, в Банке Китая можно свободно получить кредитную карточку одной из общепринятых международных платежных систем, обменять юани на иностранную валюту, открыть депозит в иностранной валюте или в юанях. Интересно, что в Поднебесной достаточно низкий уровень ставок по депозитам. Так, например, по состоянию на 31 марта 2004 г. ставка Банка Китая по депозитам в юанях до востребования составила всего 0.72%. По срочным депозитам в национальной валюте ставки колебались от 1.71% (при вкладе на 3 месяца) до 2.79% годовых (при вкладе на 60 месяцев).

Показательны ставки Банка Китая по срочным депозитам в иностранной валюте. Так, при депозите на 24 месяца по состоянию на 31.03.2004 г. банк выплачивал по долларам США 0.6875% годовых, по евро – 1.3125%, по иене – 0.01%, по гонконгскому доллару – 0.1625%.

Банк Китая оказался не одинок. Политику дискриминации валютных депозитов ввел также Промышленный и коммерческий банк Китая. Ставки здесь практически такие же по всем видам валют. Понятно, что конкурировать на рынке с одинаковыми ставками очень тяжело, однако большая емкость сектора, работающего под контролем двух названных банков, дает им возможность поддерживать ставки на предельно низком уровне.

На конец марта 2004 г. Промышленный и коммерческий банк Китая предлагал своим клиентам кредиты до 1 года по ставке 5.31% годовых, до 6 месяцев – 5.04%, тогда как по потребительским займам у этого банка ставки были гораздо ниже. Например, на начало марта 2004 г. ставка по потребительскому кредиту до 5 лет составила всего 3.6% годовых, а по ипотечному кредиту на срок более 5 лет – 5.04% годовых.

Уроки для России

Сегодня российская и китайская банковские системы в чем-то похожи. Тот же бум на рынке потребительского кредитования, то же наличие приоритетности валютных депозитов в сбережениях населения. Сами банки в принципе сопоставимы по объемам совокупного капитала и активов.

Власти КНР фактически поставили перед собой цель – создать к 2006 г. конкурентоспособный банковский сектор. Решить эту задачу возможно только через создание в стране и за рубежом полноценного рынка банковских акций. Это серьезная цель, но при успешном достижении ее КНР получит уже интегрированный в мировую экономику банковский сектор. В России пока не задумываются о похожей стратегии капитализации банковской системы. Рынок банковских акций, прямо скажем, отсутствует, а из действующих российских банков на мировой рынок со своими акциями через механизм депозитарных расписок вышел только один коммерческий банк. Совершенно понятно, что сегодня банковский сектор в России – это один из источников финансирования дальнейшего экономического роста страны. Его усиление по китайскому примеру может не только привнести дополнительные ресурсы в отрасль, но и предотвратить назревающий кризис, вызванный ухудшением качества российских банковских активов. Не пора ли взять пример с нашего восточного соседа, ускоряя реформы российского олигархического банковского сектора, максимально приближая его к фондовому рынку, способному решить проблемы как капитализации, так и реструктуризации?

2004

Наталья Николаенко