Демография ожиданий
|

Демография ожиданий

Идея рациональных ожиданий вот уже тридцать лет находится в центре современной экономической теории. Однако микроэкономические исследования все больше свидетельствуют против рациональности игроков рынка. В частности, иррациональность хорошо видна на примере различий инфляционных ожиданий мужчин и женщин.

Холостые-незамужние отличаются

Федеральный резервный банк Кливленда (США) совместно с университетом штата Огайо давно уже ведут исследования инфляционных ожиданий американцев на основе потребительских обзоров. И получили интересный результат – оказывается, оценки будущей инфляции значительно зависят от демографических характеристик респондентов. Личный доход, образование, возраст, раса и пол существенно коррелируют с инфляционными ожиданиями и субъективной оценкой текущей инфляции.

Таблица 1 дает представление о годовых инфляционных ожиданиях и оценках в зависимости от демографических характеристик. Первое, что выделяется в данных, – значительное неравенство в оценках будущей инфляции различных групп людей. Респонденты с самым низким доходом (менее 20% всех доходов) вдвое завышают оценки по сравнению с имеющими самый высокий доход. Молодые люди, от 18 до 25 лет, дают более высокие прогнозы. Высокие инфляционные ожидания наблюдаются также в следующих группах: холостые (незамужние), не относящиеся к белой расе, не имеющие высшего образования, а также у женщин.

Таблица 1. Инфляционное восприятие и ожидания в различных демографических группах

Таким образом, инфляционные ожидания завышены у менее обеспеченных и менее социально защищенных групп населения. Отчасти различие в оценках будущей инфляции может определяться различной динамикой цен потребляемых товаров. Одинокие, бедные и малообразованные покупают товары категорий, отличных от тех, что приобретают семейные, богатые и высокообразованные. Дифференциал инфляционных ожиданий также говорит о различном поведении потребителей в зависимости от демографических характеристик.

Например, если группа населения с более низкими доходами предполагает более высокий рост цен в будущем, чем «богатая» группа, это означает, что они ожидают более низкий реальный доход на сбережения. Соответственно, «бедняки» предпочтут сделать выбор в пользу текущего потребления в ущерб накоплению сбережений. Смещение в ожиданиях позволяет объяснить, почему «бедняки» экономят непропорционально меньше, чем их более богатые сограждане, имеющие низкие инфляционные ожидания.

Женщины склонны завышать ожидания

В случайной статистической выборке домашних хозяйств (общий объем более 20 тысяч респондентов) мужчины в среднем имеют более высокий уровень образования и заработка. Это, безусловно, отражается на расхождениях в инфляционных ожиданиях мужчин и женщин. Однако даже при сопоставлении одинаковых по демографическим признакам групп различия в ожиданиях остаются. Так, женщины склонны завышать инфляционные ожидания приблизительно на 2%.

Таблица 2. Инфляционные ожидания мужчин и женщин, годовой прирост ИПЦ

В таблице 2 приведена сводная статистика годовых инфляционных ожиданий мужчин и женщин в Соединенных Штатах на протяжении 1998-2001 гг. Видно, что, вне зависимости от уровня дохода, инфляционные ожидания женщин оказываются неизменно выше.

Традиционное объяснение завышенных женских ожиданий заключается в том, что они чаще посещают магазины, делают покупки и, следовательно, лучше осведомлены о ценовой конъюнктуре. Однако это предположение опровергает статистика одиноких мужчин, которые обеспечивают себя сами.

Как и в случае семейных пар, незамужние женщины имеют более высокие ожидания по сравнению с холостяками. Возможно, женские ожидания завышены за счет продовольственных товаров, ведь они чаще заняты приготовлением еды. Исследование ожиданий по одним и тем же товарам – продовольственным продуктам, одежде и бензину – выявили все то же завышение ожиданий у женщин.

Аналогичная ситуация наблюдается и в других странах. В частности, по результатам потребительских опросов в Швеции женские ожидания превышают мужские в среднем на 1.7% – вне зависимости от возраста, дохода, числа детей и места проживания.

Великая тайна

Как же можно объяснить эту загадку расхождений в ожиданиях? Возможно, оба пола не одинаково осведомлены о совокупной динамике цен. На вопрос «Слышали ли вы когда-нибудь об индексе потребительских цен?» положительно ответили 75% мужчин и 61% женщин. Те, кто слышал об индексе, смогли достаточно точно оценить инфляцию за прошедшие двенадцать месяцев. Но даже среди женщин, осведомленных об индексе потребительских цен, превалировали завышенные оценки текущей инфляции. Таким образом, ни одно из предположений об источнике расхождений в ожиданиях не оказывается верным.

Загадка женской иррациональности по-прежнему остается в силе. Возможно, ключ к пониманию различий кроется в большей чувствительности женщин к рискам и их склонности к стабильной социальной и экономической среде. А возможно – в вечной тайне женщины…

2004

Сергей Рустамов