Деривативы без директивы
|

Деривативы без директивы

Деривативы без директивыПрисвоение России инвестиционного рейтинга не только обеспечивает приток дополнительных капиталов в страну, но и создает новые, очень серьезные риски. В частности, нельзя исключить, что в недалеком будущем разразится финансовый кризис на рынке производных инструментов, т.к. он находится практически вне правового поля. Когда оно появится, сказать трудно.

Деньги от плохой погоды

Производные инструменты, или деривативы, существуют уже более двух веков, хотя широко стали использоваться только с 20-х гг. прошлого столетия. Их возникновение было связано с потребностью фермеров снизить свои риски. Пионером в этом делe стал штат Иллинойс – одна из главных американских житниц. Местные бизнесмены замахнулись на решение вековой проблемы крестьянина. Сельхозпроизводство имеет ярко выраженный сезонный характер: весной, когда начинается страда, крестьяне вынуждены нести определенные затраты на посев урожая, но лишь осенью становится известно, какие доходы они получат.

Причем понятно, что итог этого напряженного труда труднопредсказуем. И чтобы сельхозпроизводитель не гадал на кофейной гуще, сколько он выручит за собранную продукцию, а мог бы достоверно планировать грядущие поступления, были внедрены фьючерсы на урожай. Это позволяло фермеру с самого начала быть уверенным, что без средств к существованию он не останется. С тех пор число деривативов увеличилось в тысячу раз, и продолжает расти, едва ли не каждый месяц появляются новые их разновидности. Каких производных инструментов сейчас только не существует!

Один российский чиновник, познакомившись с американским опытом работы с деривативами, заметил, что до поездки в Соединенные Штаты он думал, что производные на погоду – это шутка. На самом деле сегодня погодные деривативы – это разветвленные финансовые инструменты, которые позволяют страховать едва ли не все компоненты климата: от температуры воздуха до выпадения осадков.

Причем Россия испытывает особую потребность в таких инструментах. Ежегодно у нас повторяется великая эпопея с северным завозом. У регионов часто не хватает средств, к делу в авральном режиме подключается правительство, все обвиняют друг друга в нерадивости.

А ведь проблему можно решать совсем иначе – с использованием современных финансовых технологий. Если, к примеру, на Севере средняя температура окажется ниже прогнозируемой, то это означает рост затрат на приобретение топлива, что неизбежно ударит по местным бюджетам.

Чтобы обезопасить себя от таких рисков, можно заранее заключать контракты на будущие поставки ГСМ, которые позволят застраховаться от капризов климата и закладывать в бюджеты точные затраты, обеспечивающие снабжение территорий горючим.

Причем деривативы используются не только отдельными территориями или компаниями – во многих странах таким образом страхуются государственные бюджеты. Особенно это актуально для стран с моноэкономикой. Например, в ЮАР, где доходы казны зависят от одного продукта – золота, – разрабатывается программа по использованию производных инструментов.

Еще ближе нам опыт Техаса, где основные бюджетные поступления дает также продажа нефти.

Производная драма

В России производные появились в начале 90-х гг. Произошло это в условиях почти полного законодательного вакуума. Не случайно из трех циклов развития этого рынка два первых завершились крахом. Первый крах связан с банкротством Московской товарной биржи, когда участники рынка перебрали риски, что и привело к тому, что он рухнул. Второй кризис разразился в 1998 году. Рухнул весь банковский сектор. Арбитражные суды тогда не нашли лучшего решения, чем признать все сделки с производными – сделками-пари. В итоге наши банки в одночасье освободились от обязанностей выполнять валютные контракты, заключенные с иностранными контрагентами. Разразился международный скандал, репутация России была сильно замарана.

Есть все основания предполагать, что мы находимся в преддверии очередного бума развития рынка производных инструментов. По мнению директора Института глобализации экономики Михаила Делягина, после кризиса западных фондовых рынков было решено накачать мощный финансовый пузырь на нескольких развивающихся рынках. В этот список включили и Россию.

Присвоение России инвестиционного рейтинга агентством Moody’s как раз находится в общем русле этих событий, так как неизбежно приведет к притоку инвестиций в страну, в том числе и большого количества спекулятивного капитала, который бросится разогревать этот доходный сектор финансового рынка.

Скорое наступление таких времен предсказывают и аналитики <Фиделити> – крупнейшей системы инвестиционных фондов США. По их мнению, российский рынок – самый привлекательный из всех развивающихся. Следовательно, серьезно возрастает опасность того, что данный этап может завершиться очередным кризисом. Причем по масштабам он может значительно превзойти прежние крахи. А предпосылки для такого развития событий весьма благоприятные, так как в стране практически отсутствует эффективное регулирование сектора производных инструментов.

Но даже если кризис и не разразится, отсутствие законодательства и, следовательно, эффективного регулирования приведет к крайне негативным последствиям. Президент Национальной фондовой ассоциации Константин Волков уверен, что сегодня рынок деривативов вынужден работать через оффшоры. Это неизбежно ведет к выводу за границу больших сумм.

Власть над деривативами

Рынок деривативов в России есть. Более того, он быстро растет. Так, в ноябре 2002 г. на Санкт-Петербургской валютной бирже был выпущен опционный контракт в композиции рубль-евро и рубль-доллар. О востребованности этого продукта говорит тот факт, что за год объем открытых позиций превысил $1.5 млрд. Причем в иные месяцы число сделок почти удваивалось. Но кто осуществляет контроль и регулирование этого, уже не такого маленького рынка, остается непонятным. О принципах контроля и регулирования рынка деривативов в России идут ожесточенные споры. Пока активней всех одеяло на себя тянет ФКЦБ. В 2001 г. она выпустила инструкцию, по которой взяла на себя функцию дать определение фьючерсу и опциону. Председатель комитета по собственности Госдумы Виктор Плескачевский полагает, что со стороны Комиссии это был, мягко говоря, опрометчивый шаг. Повсеместно финансовые рынки производных существуют на принципах саморегулирования.

В США нет специального юридического акта, где бы давались определения, чем фьючерс отличается от опциона. То есть государство признает, что рассматривает эти инструменты с точки зрения собственных интересов, а вот их детализация ложится на плечи самих участников рынка.

По мнению Плескачевского, опасность этого постановления ФКЦБ заключается еще и в том, что возникла реальная угроза дробления рынка производных. Почти сразу же в ЦБ стала работать группа по разработке своего определения фьючерса и опциона на валюту. А МАП приступил к разработке деривативов по товарным группам.

Если все это получит официальное признание, то в стране возникнут три, а потом и больше, рынка производных инструментов. Каждое ведомство даст свое определение фьючерсам и опционам, выдаст свои лицензии на подотчетные виды деятельности, возникнут разные требования к биржевым и клиринговым системам. Если исходить из этой логики, то производные на выборы (есть и такие) должен регулировать Избирком, а погодные деривативы – Гидрометцентр…

Попытки привести к общему знаменателю подходы к регулированию рынка пока результатов не дают. Сейчас в Госдуме конкурируют два законопроекта, в которых заложены диаметрально противоположные принципы. Проект <О внесении дополнений в статью 1062 Гражданского кодекса РФ> (в части обеспечения судебной защиты требований по срочным сделкам) подготовлен депутатами Владимиром Тарачевым, Василием Галушкиным и др. Проект <О производных финансовых инструментах> внесен Виктором Плескачевским и Игорем Артемьевым.

Из-за прошедшей и предстоящей предвыборной кампании маловероятно, что в ближайшее время Дума примет закон. Скорее всего, его отложат минимум на год. То есть рынок производных на этот период остается без правового регулирования и присмотра.

Что случится за это время, никто точно не скажет. Не исключено, что для снижения рисков крупные игроки будут заключать сделки в России, а расчеты производить за рубежом. Это будет означать уход из страны огромных денег. Такие разговоры уже ведутся.

Соперничество и неумение договориться отдельных ведомств и групп депутатов ставят страну в весьма опасное положение. Кажется, мы еще до конца не поняли, что такими вещами в современном мире давно не шутят.

2004

Владимир Гурвич