Экспортный ребус Поднебесной
|

Экспортный ребус Поднебесной

Все последние годы внимание мировой общественности приковано к Китаю. На просторах Поднебесной происходит нечто фантастическое и труднообъяснимое – с момента начала рыночных реформ внешнеторговый оборот страны рос самыми быстрыми в мире темпами.

Из заморыша в гиганты

За четверть века доля Китая в мировой торговле возросла с мизерных 0.5% почти до 6%, в то время как доля США снизилась с 12% до 10%, а Японии – с 7% до 6%. В 1990-х годах китайские торговцы совершили чудо, которое никому до последнего времени не удавалось – они полностью покорили потребительские рынки Европы, Америки и Азии. За десятилетие доля китайской продукции в совокупном импорте ведущих стран утроилась. В Японии китайский импорт занимает 19%, в Соединенных Штатах – 11%, а в Европейском Союзе – 7%. Из слабого и малозаметного заморыша страна превратилась в экспортного гиганта, которому при таких темпах развития в недалеком будущем уготовлено господство в мировой торговле (рис. 1).

Рис. 1. Динамика долей ведущих торговых держав в мировом экспорте.

Рис. 1. Динамика долей ведущих торговых держав в мировом экспорте.

Экспортный бум позволяет поддерживать беспрецедентный в истории экономический рост. В 1990-х годах экономика Поднебесной росла в среднем на 10% в год. В прошлом году ВВП страны достиг $1.4 трлн., увеличившись в реальном выражении на 9.1% (2002 г. – на 8%). Количественные изменения во внешней торговле Китая сопровождают не менее интересные качественные изменения. Раньше половину экспорта составляла продукция легкой промышленности. Дешевый ширпотреб, состоявший преимущественно из обуви, одежды и игрушек, заполонил отечественный рынок в начале 1990-х годов.

Сегодня Китай взял труднодоступную вершину – его экспорт во многом состоит из товаров с высокой долей добавленной стоимости: электроники, телекоммуникационного оборудования, аудио- и видеоаппаратуры, мебели и пр. Доля высокотехнологичной продукции и автотранспорта в экспорте Китая к 2003 г. выросла до 41%. Поднебесная сумела за сроки, поражающие воображение, диверсифицировать производство и наладить его вертикальную интеграцию.

Ключик к тайне

Как сумела страна с «социалистической рыночной экономикой» добиться столь невероятных успехов? Мудростью партийного руководства, эффективностью социалистического хозяйства – чем только не объясняли успехи торгового гиганта. На наш взгляд, ключик к тайне кроется в азиатских торговых потоках. Наблюдатели много говорят о завоевании Китаем развитых рынков, но мало кто обращает внимание на изменение внутрирегиональной картины в Юго-Восточной Азии.

Экспортному буму в Поднебесной предшествовала длительная череда экспериментов с государственным регулированием. Еще недавно внешняя торговля в стране находилась в руках 12 специализированных госкорпораций. На их плечах лежали обязательства по выполнению централизованного государственного плана по внешней торговле. Корпорации экспортировали то, что им скажут, и по цене, спущенной сверху. Неудивительно, что китайский внешнеторговый оборот находился в чахлом состоянии, и власти в 1991 г. были вынуждены отменить государственный экспортный план. В том же году Китай стал членом группы Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (Asia-Pacific Economic Cooperation group, APEC), которая была создана для устранения региональных ограничений в торговой, инвестиционной и технологической сферах. Спустя десять лет Поднебесная стояла уже во главе регионального объединения. На смену госкорпорациям пришли частные предприятия. Азиатские страны имеют различную специализацию в зависимости от уровня их промышленного развития (табл. 1). Япония, Южная Корея и Тайвань обладают преимуществами в производстве полуфабрикатов. Они также имеют активное сальдо внешней торговли по товарам производственного назначения (Япония, Тайвань) и потребительским продуктам (Южная Корея).

Таблица 1. Индексы сравнительных преимуществ стран в различных производствах.

 Малые промышленные страны не в состоянии производить оборудование, однако они в силах выпускать потребительские товары. Три из малых азиатских экономик (Индонезия, Малайзия и Таиланд), как и Китай, имеют дефицит по внешней торговле полуфабрикатами. Сравнительное преимущество в производстве потребительских товаров и неспособность создавать полуфабрикаты говорят о том, что эти страны специализируются в сборке и переработке импортированной продукции для дальнейшего экспорта. В отличие от других развивающихся азиатских стран, Китай имеет наибольшие конкурентные преимущества в производстве товаров потребительского назначения и наименьшие – в выпуске полуфабрикатов. Как следствие, Поднебесная является наиболее подходящей транзитной площадкой для экспорта в другие страны.

Ларчик просто открывался

Для стимулирования экспорта китайские власти начали поощрять создание совместных с иностранцами предприятий, которые на основе импортированных деталей и компонентов выпускают готовые потребительские товары на экспорт. Для совместных предприятий был введен более либеральный внешнеторговый режим. В декабре 2001 г. Китай получил долгожданное членство во Всемирной торговой организации, и в рамках проведения либеральных реформ согласился на постепенное снижение тарифов и административных барьеров во внешней торговле.

В частности, иностранные и местные частные предприниматели получили право импортировать и экспортировать продукцию без административных разрешений и участия государственного посредника. Присоединение к ВТО дало стартовый сигнал к росту экспорта. Китайский рынок оказался безумно привлекательным для азиатских стран, особенно в качестве плацдарма для экспансии в Штаты и Европу.

В Поднебесную устремились толпы предпринимателей из соседних стран. Доля импорта в 1990-2003 гг. из стран АСЕАН в Китай подскочила с 5.6% до 18%, в то время как импорт из экономически развитых стран заметно сократился – из ЕС с 17% до 12%, а из США с 12% до 8%. За несколько лет Китай стал мировым транзитным центром по перекачке товаров из стран Азии на Запад. Активное торговое сальдо Китая с Соединенными Штатами и Евросоюзом возросло, однако оно полностью компенсировалось за счет дефицита торговли с остальными странами Азии (табл. 2).

Таблица 2. Диверсификация китайского импорта, %Собственно, региональный реэкспорт и объясняет фантастический успех Китая. Страна после несущественной переработки продукции или вовсе без таковой вывозит ранее импортированную продукцию за рубеж. Большая часть товаров перевозится транзитом через Гонконг, не так давно присоединенный к «материку». Если в начале 1990-х годов на реэкспорт шло около 35% ввозимой в Китай продукции, то к 2000 г. ее доля превысила 50%.

Доказательства реэкспорта можно также найти в американской торговой статистике. Хотя торговый дефицит США с Китаем увеличился за последние годы, совокупный американский дефицит со всей Азией остался практически без изменений.

Зачинщики бума

Закономерен вопрос: кто стоит за организацией реэкспортного бума? Ответ на него позволит понять устойчивость мировых платежных потоков. Если реэкспортом занимаются американские корпорации, то волноваться за торговый дефицит США не стоит – репатриация доходов из Китая позволяет с лихвой его компенсировать.

Режим регулирования иностранных инвестиций в Китае довольно сложен. Власти наложили ограничения на все формы внешнего финансирования, кроме прямых иностранных инвестиций, в результате чего структура привлеченного капитала в стране сильно отличается от общей региональной картины.

С 1992 г. прямые инвестиции стали главным источником поступления капитала, их доля составляет около 65% всего внешнего финансирования. Для сравнения: в Индии доля прямых инвестиций достигает 24%, на Таиланде – 7%, в Южной Корее и вовсе наблюдается вывоз прямого капитала.

Структура внешнего финансирования позволяет объяснить, почему Китай сумел избежать финансового кризиса, который потряс Азию в 1997-1998 годах. Ежегодный приток иностранных денег в страну составляет около $45-50 млрд. За время реформ Китай стал вторым в мире реципиентом прямых иностранных инвестиций после США и первым среди развивающихся стран. На него приходится около трети всех инвестиций, полученных развивающимися странами. В прошлом году страна получила $53 млрд. из совокупного объема мировых прямых инвестиций в $501 миллиард.

До начала 1990-х годов большая часть денег в Китай приходила через Гонконг. В настоящее время через этот административный район Китая с особым режимом проходит около 40% иностранных инвестиций. Кроме Гонконга, в Поднебесную инвестируют США (11%), Европа (11%), Япония (8%), страны АСЕАН (8%) и Тайвань (6%). Тайвань особенно выделяется в ряду иностранных инвесторов. За последние годы тайваньские промышленные предприятия вложили в Китай $60 млрд. Значительное число тайваньских корпораций проникает на внутренний китайский рынок либо через филиалы, расположенные в Гонконге, либо через оффшоры, прежде всего, Каймановы или Виргинские острова. Обходные пути в Китай обусловлены ограничениями, наложенными Тайбеем на вложения капитала в экономику политического оппонента – материковый Китай.

Интересно отметить, что европейские и американские инвестиции в Китай ориентированы преимущественно на удовлетворение внутреннего спроса на товары и услуги. В частности, наиболее привлекательными объектами американских вложений выступают гостиницы, рестораны и нефтехимические производства. Азиатских инвесторов, напротив, привлекают совместные предприятия, занятые реэкспортом продукции. По экспертным оценкам, на совместные предприятия приходится около половины китайского реэкспорта.

Страна продолжает поныне привлекать большие объемы иностранных инвестиций в «совместный» сектор. В 2000-2001 гг. на так называемые «новые промышленные экономики» (Южная Корея, Сингапур и Тайвань), а также Японию пришлось порядка 60% прямых инвестиций в Китай, тогда как на Соединенные Штаты и Европу – около 20%. Таким образом, главными реэкспортерами выступают хорошо известные «азиатские тигры», в первую очередь, Япония, Южная Корея и Тайвань. Только с одним Тайванем КНР имеет торговый дефицит в $51 млрд. (для сравнения: торговый профицит Китая с США, вызывающий столько дебатов, равен $88 миллиардам).

Опора на Поднебесную в качестве реэкспортного плацдарма для проникновения в Штаты и Европу объясняет уход с мировой торговой авансцены «азиатских тигров» и взлет Китая. Несмотря на перенаправление товарных потоков, в целом внешнеторговая картина в мире за последние два десятилетия осталась без изменений.

 2004

Сергей Моисеев