Эти загадочные коммодити
|

Эти загадочные коммодити

загадочные коммодитиУже более четырех лет существует в нашем журнале рубрика Commodities – единственная рубрика, для названия которой используется англоязычный термин. Читатели «ВС» не раз спрашивали, что это такое, нередки подобные вопросы на различных форумах, и даже опытные трейдеры порой затрудняются дать толковое объяснение. С годами таких вопросов не становится меньше, хотя публикаций на эту тему было предостаточно. Так что, возможно, мы нащупали один из вечных вопросов трейдеров.

Реальный смысл термина

Термин commodity уже широко используется в российских трейдерских кругах. Достаточно упомянуть название популярного в нашей среде американского журнала Stocks&Commodities. Нередки и неформальные употребления этого термина для обозначения чего-то общеизвестного, общепринятого. Этот термин несет в себе конкретную смысловую нагрузку, и я буду далее писать его по-русски. Мое глубокое убеждение, что русского перевода такого слова нет, поскольку до недавнего времени у нас не существовало ситуаций, где бы коммодити были нужны. Поэтому сейчас, когда нужда появилась, от такого заимствования русский язык только выиграет. Удобно с самого начала выделить основные вопросы, которые возникают при употреблении слова коммодити. Что такое коммодити, каковы возможные толкования и переводы этого термина? Почему опытные трейдеры предпочитают использовать этот термин без перевода? Какие объекты однозначно относят к коммодити? Начнем разбираться по порядку. Практически во всех англо-русских словарях обязательно есть переводы коммодити. Однако конкретно для нашего случая перевод не только не проясняет, а, скорее, наоборот, затуманивает реальный смысл этого термина.

Один словарь слово commodity переводит как «товар, предмет потребления». Другие – как «сырьевые товары» либо даже «продукт для продажи». В специализированном финансовом найдем «товарные фьючерсы» (кстати, это самое близкое к трейдерам определение). Однако ни одно из этих толкований с полным правом нельзя применить к тому, о чем здесь идет речь, – к рынку коммодити. Коммодити начинается тогда, когда вы думаете о товаре как об объекте последующей перепродажи, т.е. о товаре в прямом смысле этого слова, без его потребительских свойств, или, по другому, как о рынке этого товара. И если слово «товар» имеет для вас этот единственный смысл, он имеет шанс оказаться commodity. Если вы покупаете доски для дачи, то прежде всего, видимо, думаете, как будете делать парник или веранду. Это crude materials, сырье. Но если вы купили небольшую пилораму, то доски уже могут стать коммодити. Именно могут, а не становятся автоматически. Для того, чтобы товар смог называться коммодити, он должен удовлетворять ряду дополнительных условий, главное из которых – распространенность (недаром корнем этого термина является английское слово common – общий).

Какие из них общепризнанны

Наиболее известны коммодити, которые торгуются на крупнейших товарных биржах в США и Великобритании. Ни у кого не вызывает сомнений, что эти товары – настоящие коммодити. Их список представлен в таблице 1.

Основные коммодити в мире - американские

Таким образом, только наиболее ликвидные контракты коммодити имеют годовой оборот около $4 трлн., не считая оборота реального сектора и прочих мелких товаров. Это очень крупные рынки. Какие-нибудь векселя Тайгаэнерго, к примеру, не идут ни в какое сравнение с ними. Интересно сравнение с финансовыми фьючерсами. Самые крупные фьючерсные контракты – это евродоллар (более 100 млн. контрактов в год) и государственные обязательства США (около 95 млн. в год). Они занимают 43% всех американских фьючерсов. Но далее следуют в основном коммодити. Так, объем фьючерсных торгов по нефти приблизительно равен объему знаменитого S&P, кукуруза, золото и газ больше контрактов на евро и т.д. Безусловно, это список неполный. Периодически к нему добавляются новые контракты. И наоборот, некоторые продукты не могут удержаться на рынке и исчезают из списков торгуемых контрактов.

Такая участь, например, постигла фьючерсы на бриллианты. Хотя сама идея весьма привлекательна, а рынок испытывает насущную потребность в этом инструменте, фьючерсные контракты здесь не прижились, поскольку так и не удалось обеспечить должной стандартизации качества бриллиантов. Аналогичная ситуация произошла с фьючерсами на электричество. Особенности этого товара требовали круглосуточного присутствия на рынке, и поэтому особой ликвидностью данные контракты не обладали. И они ушли из голосовых сессий. Подобных примеров, вроде фьючерса на температуру, можно привести много. Существует большое количество товаров, которые не смогли оказаться в списке высоколиквидных биржевых контрактов. Или ликвидности им не хватает, или проблемы со стандартизацией оказываются слишком трудными. Однако на них существуют либо низколиквидные (порой просто номинальные) биржевые контракты, либо аукционные торги. Это пограничные случаи между настоящими коммодити и просто крупными потребительскими товарными рынками. Про некоторые коммодити журнал «ВС» уже рассказывал. Это – рыба, электричество, целлюлоза, вино, мех и т.д. К данной группе следует отнести также предметы антиквариата и искусства, цветы, бокситы, яблоки, бананы, марганец и многие другие товары, которые настолько значительны, что готовы стать полноценными коммодити общемирового масштаба.

Сентябрь 2003

Петр Бобрик