Факты от факторинга
|

Факты от факторинга

Хотя законодательство о факторинге в России появилось еще в середине 90-х гг. прошлого века, эта финансовая услуга у нас пока в диковинку. Ранее ее практиковали только специальные подразделения банков. Однако недавно в России появилась первая факторинговая компания. Обозреватель «Валютного спекулянта» встретился с президентом Восточно-Европейской факторинговой ассоциации Михаилом Ильичем Трейвишем.

«Валютный спекулянт»: Что такое факторинг, и когда он появился?

Михаил Трейвиш: Факторинг – это финансирование поставок с отсрочкой платежа, страхование рисков, связанных с отсрочкой платежа, и управление дебиторской задолженностью. В России сумма первого авансового платежа обычно составляет 80-85%, а иногда до 90% от суммы поставки. В мировой практике рекордный размер финансирования достиг 94% (в Мексике), в то время как в Англии и других западноевропейских странах, где факторинг имеет самые прочные позиции, – в среднем 60%. Остальную часть, за вычетом факторинговой комиссии, клиент получает уже после оплаты товара или услуги его контрагентом. Отношения с последним факторинговая компания после принятия на обслуживание поставщика может полностью взять на себя.

Понятно, что массовая продажа продукции на условиях отсрочки платежа при помощи факторингового обслуживания быстро увеличивает объем производства. И вообще, при разумных, предсказуемых издержках подобная услуга позволяет производителям не испытывать никаких проблем с наличием оборотных средств при работе на условиях отсрочки платежа. Проблемы могут возникнуть, только если товар никуда не годен. Факторинг дает производителю/продавцу продукта необходимый оборотный капитал, который в России остро необходим в силу периодического увеличения сроков реализации продукции или услуги. Это большая проблема отечественной экономики. Еще более серьезные проблемы возникают в случае, если деньги поставщику вообще не возвращают или они обесцениваются. Тогда компанияфактор также может взять на себя риск неоплаты или несвоевременной оплаты, а также все заботы по возвращению причитающихся средств от покупателя. Еще одна проблема – отслеживание и контроль движения товаров и денег по всем покупателям, ведь их может быть очень много.

И задача факторинговой компании – быть партнером производителя товаров и услуг, помогая ему преодолевать подобные трудности. Как я уже сказал, факторинговая фирма может по договоренности с клиентом взять на себя ряд рисков, связанных с продажей товара, а именно: кредитный риск (риск неоплаты товара), риск потери ликвидности (риск неполучения платежа от покупателя в срок), инфляционный риск (риск обесценивания стоимости поставок), валютный риск (риск изменения валютной стоимости товара или услуги в период отсрочки платежа по поставке).

Впервые факторинг появился, согласно легенде, еще 2500 лет назад в Древней Месопотамии и обслуживал куплю-продажу рабов. Второе его пришествие началось в конце XIX века, когда агенты английских мануфактур, которые назывались «факторы», обслуживали поставки их продукции в Северную Америку. А в 30-х гг. прошлого века американец Уолтер Хеллер создал полноценную факторинговую компанию, спектр услуг которой приближался к оказываемым ныне. Первые факторинговые компании в Западной Европе появились в конце 50-х – начале 60-х годов.

«ВС»: Когда этот бизнес появился в России?

М. Т.: В России факторинг был отнесен к банковской деятельности. Точнее, факторингом назвали небанковские услуги, которые разрешили предоставлять банкам. В некоторых же странах мира банкам запрещено заниматься факторингом в принципе. А в Германии и Австрии, например, существуют факторинговые банки, которые специализируются исключительно на факторинге и не оказывают других банковских услуг. В середине 90-х гг. в России несколько банков начали предоставлять факторинговые услуги. К настоящему времени порядка 160 российских банков декларируют, что оказывают их. Но нередко подобного рода услуги предоставляют исключительно своим клиентам, а иногда даже требуют, чтобы и их покупатели также были клиентами этих банков. Кроме того, отечественные банки, как правило, оказывают услуги только по финансированию. В международном же понимании факторинг состоит из четырех (минимум из двух) составляющих: финансирование, страхование рисков, управление дебиторской задолженностью и информационное обслуживание. Это определение было дано в 1988 году в Оттавской Конвенции. Только в прошлом году в России была создана первая специализированная факторинговая компания. Но вообще в мире, да и в России, исторически сложилось, что многие факторинговые компании выросли из соответствующих подразделений банков или иных финансовых институтов.

«ВС»: Какие требования могут возникнуть к потенциальным клиентам факторинговых компаний, которые собираются воспользоваться их услугами?

М. Т.: Вообще-то, если компания хочет работать с факторинговой фирмой, никаких ограничений возникнуть не может. Главное, чтобы компания работала или хотела работать со своими потребителями на условиях отсрочки платежа и имела хотя бы несколько постоянных покупателей. Важно, чтобы у будущего клиента факторинговой компании была достаточно долговременная программа развития, которая должна помочь ему расширить и улучшить качество ассортимента, увеличить объем выпуска, регионы продаж. Финансовые и организационные ресурсы факторы предоставят, но они не могут предоставить главного – программу продвижения товара на рынок. Также от них не зависит качество товара, красивая упаковка, хорошая сопроводительная документация и т.д., их может сделать только сам поставщик.

«ВС»: Клиент фактора должен не только рассказать о своей программе развития, но и предоставить сведения о себе, раскрыть свои связи, по которым факторинговая компания будет работать. И это должна быть максимально открытая и доступная информация?

М. Т.: Дело в том, что компания-поставщик предоставляет компании-фактору товарно-отгрузочную документацию, из которой и становится понятно, куда идет товар, и сколько.

«ВС»: Факторинговые компании, как я понял, должны проверять потребителей, они же не могут давать деньги только исходя из желания производителя. Вы связываетесь с покупателями?

М. Т.: Обычно нет, факторинговые компании и так узнают о них все, что нужно. Во всех странах мира имеются свои ноу-хау, как это делать. Российские банки, например, получают информацию от клиентов, госорганов и других источников.

«ВС»: Всегда ли эти источники открытые?

М. Т.: Если компания получает информацию о покупателе от своего клиента, это можно считать открытым источником? Наверно, нельзя. Могу привести пример одной гонконгской факторинговой компании. Она принимала решение об установлении лимита на покупателей своих клиентов, в зависимости от района города, в котором жили их владельцы. В Гонконге, например, это можно сделать официально. С покупателями из престижного района факторинговая компания работала, а из непристижного – нет. У всех свои критерии отбора покупателя. Разумеется, факторинговой компании выгодно работать с как можно большим числом покупателей, лучшие компании работают с 80-90% покупателей своего клиента. Но если платежеспособность покупателя вызывает сомнения, факторинговая компания обычно советует не работать с ним и своему клиенту.

«ВС»: Под какой процент и начиная с каких сумм работают российские факторинговые компании?

М. Т.: В мире, в среднем, 1.5-2% от суммы поставки. Что касается второй половины вопроса, то настоящие факторинговые компании не вводят никаких ограничений по минимальной сумме поставки. Если говорить об ограничениях по минимальному обороту компании, то, насколько я знаю, российские фирмы обычно начинают работать с минимальным объемом дебиторской задолженности по всем дебиторам порядка нескольких десятков тысяч долларов в месяц.

«ВС»: Расскажите, пожалуйста, о Восточно-Европейской факторинговой ассоциации (ВЕФА). Когда она была создана, кто в нее входит, какие страны охватывает?

М. Т.: ВЕФА была создана летом 2001 г. Ее основная задача – развитие факторинга на относительно новых рынках – на постсоциалистическом пространстве: в странах бывшего СССР и некоторых странах чуть более дальнего зарубежья. В ВЕФА входят факторинговые компании из России, Украины, Казахстана, Армении и Молдовы. Хорошие партнерские отношения с компаниями из Центральной и Восточной Европы, из всех стран бывшего СССР.

«ВС»: Что значит партнерские отношения?

М. Т.: Например, хотя многие компании данного региона и не являются членами ВЕФА, но они активно участвуют в работе Ассоциации. В наших конференциях принимают участие представители 15-20 стран. На долю Польши, кстати, приходится более половины факторингового рынка стран Восточной и Центральной Европы, включая Россию. Сейчас даже Эстония опережает нас в этом бизнесе.

Одним из главных направлений деятельности ВЕФА является подготовка нормативных документов. В частности, мы подготовили типовой межфакторный договор. Это договор между факторинговыми компаниями, который заключается, например, для международных факторинговых операций, когда одна из сторон работает в стране экспортера, другая – в стране импортера.

«ВС»: Предполагает ли Ассоциация делать что-то для изменения российского законодательства в сфере факторинга?

М. Т.: Еще в середине 90-х гг. прошлого века в нашей стране был принят необходимый для ведения факторинга новый Гражданский кодекс. Так что сейчас в России хорошее законодательство в этой области. Единственное, что нужно сделать, это установить порядок, при котором не только банки, но и другие небанковские финансовые учреждения могли бы заниматься факторингом. В целом наше законодательство в области факторинга является одним из самых передовых в Европе. В Германии, например, оно хуже.

«ВС»: Чем?

М. Т.: К примеру, у нас запрет на уступку денежного требования в договоре купли-продажи между поставщиком и покупателем не мешает факторингу. В большинстве других стран мира это невозможно. В Германии же факторинг с регрессом (компания-фактор не берет на себя кредитные риски, т.е. риски неоплаты) отнесен к банковским операциям, а факторинг без регресса (риск неоплаты лежит на компании-факторе) – к небанковским. Это одна из главных причин того, что факторинг в Германии очень слабо развит – у него всего 2.5 тыс. клиентов. В Великобритании, для сравнения, у факторинговых компаний 35 тыс. клиентов. Причем в Англии нет никакого законодательства в области факторинга. Вообще, я не уверен, что много законодательных актов – это хорошо.

«ВС»: Вы говорили, что факторингом может заниматься только какая-то банковская или финансовая организация.

М. Т.: Хотя наши законы очень неплохи, здесь существует серьезная правовая коллизия. Согласно Гражданскому кодексу России, факторингом может заниматься банковская или небанковская кредитная организация, либо иная организация, имеющая лицензию на деятельность такого рода. Закон о лицензировании получение лицензии на ведение факторинговых операций не предполагает. Арбитражные суды в основном встают на позицию ГК, т.е. они признают недействительными договоры факторинга, заключенные некредитными организациями.

«ВС»: Какая факторинговая компания является крупнейшей в мире?

М. Т.: «Дженерал электрик кэпиталз». Оборот ее примерно 40 дочерних компаний, разбросанных по всему миру, составляет около $300 млрд. В России совокупный оборот факторинговых компаний $380 млн., но у нас огромные перспективы для роста.

2004

Интервью подготовил Юрий Шихов

____

О факторинге с регрессом и без

Товарное кредитование неизбежно включает в себя целый ряд рисков. Прежде всего это кредитный риск, то есть отказ покупателя от платежа, а также риск нарушения ликвидности, то есть риск несвоевременной оплаты.

С точки зрения кредитного риска, принципиально отличаются друг от друга факторинг без регресса (со страхованием риска неплатежа) и с регрессом (без страховки). При факторинге без права регресса досрочный платеж фактора в пользу поставщика для последнего является реализацией, он уже не может быть востребован фактором. В случае схемы с регрессом компания-фактор, не получив денег с дебитора, имеет право через определенный срок потребовать деньги с клиента. Факторинг с регрессом фактически сводится к краткосрочному финансированию – в данном случае кредитный риск остается на продавце. Хотя ликвидный риск банк берет на себя, на Западе соотношение этих видов 60:40 в пользу схемы без регресса. Понятно, что в российской экономической среде полного страхования клиента факторинговым компаниям пока не потянуть, поэтому у нас распространен факторинг с регрессом. Тем не менее все остальные риски схема без регресса покрывает достаточно успешно, например, процентный. Как правило, банк гарантирует поставщику, что стоимость денежных ресурсов, предоставляемых последнему, будет оставаться неизменной в течение довольно длительного периода времени.

Кроме того, есть еще валютный риск, к примеру, актуальный сейчас риск изменения курса доллара в период отсрочки. При факторинге вероятность потерь, связанных с этим риском, резко снижается опять же благодаря тому, что деньги выплачиваются сразу против отгрузочных документов. Следовательно, немалая часть рисков при факторинге переносится на посредника.

                                                                                                                                                                                                         Виталий Потехин

____