FATF: борьба с отмыванием денег
|

FATF: борьба с отмыванием денег

Чтобы противодействовать процессу интернационализации преступной деятельности, в рамках Организации экономического сотрудничества и развития создана специальная организация по борьбе с отмыванием денег – FATF (Financial Action Task Force on Money Laundering).

Этот типичный теневой сектор

Параллельно с бурно шагающей глобализацией развиваются процессы, негативно влияющие на рост национальных экономик. Это типично сегодня для большинства государств, в том числе и для России. Даже развитые страны имеют мощный теневой сектор, где процветают нелегальная торговля оружием, людьми, наркомания, проституция.

Борьба с отмыванием денег состоит в том, чтобы исключить возможность использования в легальном обороте нелегально заработанных денег. В идеале пресечение нелегального использования грязных денег должно предотвратить перелив капитала между официальным и теневым секторами, однако, как показывает криминальная хроника, пока не удается обнаружить и ликвидировать схемы отмывания средств, полученных от незаконных операций. Несмотря на значительные усилия соответствующих органов во всех странах мира, криминальный денежный оборот стал злободневной объективностью социально-экономического развития общества. Он приобретает уже интернациональные очертания, иногда значительно опережая процессы экономической интеграции. Очень часто теневой сектор ассоциируется у нас с неуплатой налогов, организацией теневых производств, не существующих официально фабрик, заводов и цехов. На постсоветском пространстве неуплата налогов не подвергается жесткому осуждению общественности и часто не ведет к криминальной ответственности, однако как далеко налоговые преступления отстоят от торговли оружием, людьми и наркотиками?

Рекомендации предложены

Решение о создании специальной организации по борьбе с отмыванием денег – FATF – было принято в Париже в 1989 г. на саммите стран «Большой семерки». Основной задачей новой организации поставили отслеживание технологий и тенденций в теневом бизнесе. Роль FATF ограничивается рекомендациями. Сегодня деятельность FATF концентрируется на трех основных аспектах: распространение информации об отмывании денег во всех странах мира; наблюдение и создание контрмер; мониторинг за исполнением рекомендаций.

Основные требования FATF состоят в следующем:
– страны-участники должны относить отмывание денег к серьезному преступлению, за которое обязательно должна предусматриваться конфискация результатов преступления;
– финансовые институты должны идентифицировать всех своих клиентов без исключения и вести соответствующий мониторинг за ними, должны сообщать о подозрительных трансакциях властям, при этом само собой разумеется, что в государстве построена адекватная система мониторинга за финансовыми институтами, а органы регулирования обладают достаточными полномочиями для осуществления полноценного мониторинга;
– должны быть приведены в действие международные соглашения, определяющие взаимодействие стран-участников при раскрытии схем отмывания денег.

В июне 2003 г. FATF предложила странам-членам пересмотреть меры борьбы, в частности, для повышения эффективности контроля выдала следующие рекомендации:

– усиление ответственности за факты нарушения в области отмывания денег;
– выделение финансовыми институтами в отдельную категорию (группу риска) неблагополучных и подозрительных клиентов;
– расширение круга юридических лиц, с которыми проводится работа по отмыванию средств (ранее FATF делала акцент на финансовые институты, ее не раз критиковали, и сейчас деятельность организации смещается в сторону т.н. потребительского направления: казино, торговля недвижимостью, драгоценными камнями и металлами, юридические услуги и т.д.);
– усиление прозрачности в расчетах между юридическими лицами.

Борьба с ветряными мельницами?

Понятно, что в разных странах членах FATF уровень борьбы с отмыванием денег различен, и нет никакой стандартизации в процессуальном порядке. FATF пытается стандартизировать законодательство, но ответственность за одно и тоже правонарушение в различных странах по-прежнему неодинакова. За одно и то же правонарушение в Китае, например, можно получить смертный приговор, а в Науру отделаться легким испугом. Такая несопоставимость ответственности и определяет повышенный интерес представителей теневого бизнеса к определенным регионам. Уровень мониторинга за процессами также отличается в разных странах, не сравнить, скажем, Аргентину и США. Так что реально FATF сейчас представляет собой своеобразный клуб по интересам.

Власти по-разному относятся к процессам отмывания денег, иногда ставя вопрос о мерах по борьбе с этим международным злом параллельно развитию инвестиционного климата в стране. Действительно, чем беднее страна, тем больше она нуждается в инвестициях. Огромные неосвоенные районы в Бразилии, Аргентине, России порождают высокий уровень спроса на иностранные инвестиции, вынуждая власти в той или иной степени мягко относиться к подозрительным капиталам.

Так чего же хочет FATF? В этой организации понимают, что борьба с процессами легализации теневых капиталов в мировом масштабе – это борьба с ветряными мельницами. Только унификация правил торговли и примерно одинаковый уровень развития стран могут обеспечить нормальные условия, при которых процессы отмывания теневых средств будут значительно уменьшены. Пока же FATF пошла по малопродуктивному пути, пытаясь заставить страны-члены создать систему мониторинга за доходами населения по образу и подобию американской.

Всех под налоговый колпак

Признаться, июньские рекомендации FATF сильно отдают бюрократией, характерной для крупных международных организаций. Однако потребительское направление заслуживает более детального рассмотрения. Один из основных постулатов в борьбе с отмыванием средств – не дать возможность потратить частично легализованный капитал. Основная задача государства в этом случае – усилить контроль за налогообложением населения, предложив физическим лицам вносить в налоговую декларацию информацию о личном имуществе и крупных покупках. Но для того, чтобы построить такую систему тотального контроля, необходимо соблюсти минимум два условия: полный учет налогоплательщиков и подотчетность торговых организаций. Тогда любой налоговый инспектор сможет сопоставить ваши доходы и стоимость имущества. Конечно, государство заинтересовано в жесткой системе контроля и максимальном объеме собранных налогов. Если банки станут безусловно выполнять узаконенные фискально-информационные функции, население будет посажено под налоговый колпак. Отметим, что построение такой системы подоходного налогообложения уже началось в большинстве стран СНГ. Однако не все налоговые ведомства готовы отдать ключи от своих баз и систем в руки международных организаций и даже своих национальных органов по борьбе с отмыванием денег. Структуры, занимающиеся борьбой с отмыванием средств, получая информацию из налоговой сферы, имеют возможность сопоставить ее со святая святых банковской системы – информацией о прохождении платежей, что делает и банкиров, и налоговиков во многих странах игрушками в руках политиков. Тем не менее, в FATF пока не задумываются о внутренних проблемах, связанных со становлениями национальных систем по борьбе с отмыванием денег, и в лучших традициях бюрократии не стесняются проводить публичные экзекуции, показывая международной общественности эффективность своих рекомендательных наставлений.

Через черный список

Несмотря на свои чиновничьи функции, после 11 сентября 2001 г. FATF обрела новые перспективы воздействия на страны, которые не являются членами этой организации. Был избран действенный и простой механизм: организация издала ряд требований к национальному законодательству стран, исполняя которые, государства предотвращали бесконтрольное отмывание средств. В случае неприведения национальных законов в соответствие с требованиями FATF страну помещали в черный список и не рекомендовали странам-членам FATF работать с резидентами этих стран. А поскольку членами FATF являются большинство развитых стран мира, то подобный механизм оказался очень действенным.

Первыми жертвами такого предупредительного механизма отмывания средств стали сразу несколько стран и территорий: Острова Кука, Египет, Нигерия, Филиппины, Сент-Винсент, Маянмар, Науру, Гренада и Украина. Особенный интерес вызывает то, как обошлись с Украиной. Официальный представитель Минфина США, комментируя в марте 2003 г. черный список FATF, дословно сказал следующее: «Этим списком мы стремимся показать всему миру, что система финансового контроля в Украине и Науру неэффективна». Несмотря на то, что Украина выполнила требования FATF и изменила свое законодательство, из черного списка ее так и не вычеркнули. А это означает задержку платежей по многим экспортным контрактам, усиленный мониторинг за резидентами Украины в странах-членах FATF.

Россия побывала в этой роли несколько лет назад, и только в октябре 2002 г. нас исключили из черного списка FATF. Более того, в июне нынешнего года на очередном заседании в Берлине Россию приняли в члены FATF. Яблоком раздора при принятии России в полноправные члены организации стал наш Уголовный кодекс. Дело в том, что статья 174 УК предусматривает уголовную ответственность только для лиц, отмывающих деньги в особо крупных размерах. Особо крупными размерами у нас считались суммы в 900 тысяч рублей. Значит, согласно российским законам, все те, кто был уличен в отмывании денег в объеме до 30 тысяч американских долларов, могли отделаться штрафом. Эксперты FATF посчитали это изъяном в российском законодательстве, их это не устроило, поскольку они убеждены, что уголовная ответственность должна наступать за отмывание любой суммы денег, добытых преступным путем. Сейчас в состав FATF входит 30 полноправных членов. В основном это развитые в экономическом отношении страны. Безусловно, такое объединение может выступать действенной силой в борьбе с отмыванием средств, заставляя страны из черного списка изменять свою позицию в отношении национальных систем контроля. Одной из задач, которые ставит перед собой FATF, является борьба с финансированием терроризма. Как знать, возможно, этой организации удастся совершить еще немало подвигов, используя состояние общей истерии в отношении террористических формирований. Но уже сейчас просматривается наступление на крупные оффшорные зоны, а также давление на страны-члены с целью устранения анонимности при операциях с оффшорами.

По серым и черным схемам

Несмотря на то, что в деятельности организации последнее время прослеживается политический подтекст, ее можно оценить как эффективную в области исследования схем отмывания средств. В недавно опубликованном докладе FATF делит все схемы на несколько подвидов: финансирование терроризма, отмывание средств на рынке ценных бумаг, отмывание средств на рынке драгоценных металлов и камней. В области финансирования терроризма наиболее распространена схема «революционного налога», когда с легально действующих компаний взимается плата то ли по доброй воле, то ли вымоганием таких ресурсов под угрозой расправы. Среди более мелких методов привлечения легальных капиталов к финансированию терроризма можно назвать религиозные пожертвования, доходы от публикаций, «партийные» взносы. Интересно, что в большинстве случаев доноры и не догадываются, что своими покупками или трансфертами финансируют терроризм.

Существует несколько схем отмывания средств:

– создание компании, которая имеет возможность совмещать легальную и нелегальную деятельность (при этом террористы получают возможность оперативно изменять направление движения денежных потоков);
– создание т.н. shell-компании или регистрация в оффшорной юрисдикции;
– сбор денег при помощи полулегальных платежных систем типа Нawala;
– оформление временных компаний на родственников и сторонних лиц;
– фальсификация кредитных карт, расчеты наличными.

Эксперты FATF отмечают, что во многих случаях именно благотворительные организации были замечены в пособничестве терроризму. Те благотворительные структуры, которые созданы на религиозной почве и имеют разветвленную сеть филиалов по всему миру, сейчас вызывают особые подозрения. В этой связи особенно подозрительными выглядят исламские организации, где пожертвования в классическом варианте (в соответствии с законами корана) должны быть сделаны золотом, за движением которого в дальнейшем проследить очень трудно. К методам отмывания средств на рынке ценных бумаг FATF попрежнему относит кражи, растраты фондов, инсайдерский трейдинг, информационные манипуляции на рынке. Во всех случаях рынок ценных бумаг делает возможным двунаправленное движение денежных потоков – между легальной экономикой и черным рынком. Помимо злоупотреблений профессиональных участников, наибольшее зло представляет собой отсутствие в большинстве стран ограничений на получение наличных от сделок. Сокращение платежей наличными на фондовых рынках должно сузить ту огромную дыру, в которую сегодня утекают средства из легального оборота. Одна из наибольших проблем при борьбе с отмыванием денег – операции на рынке драгоценных металлов и драгоценных камней. Золото в состоянии переносить стоимость, обладает компактностью и не подлежит жесткому регулированию.

Как правило, большие объемы желтого металла приобретаются за средства, полученные от нелегальной деятельности, а затем используются в расчетах при торговле оружием, наркотиками, финансировании террористических группировок.

Сейчас FATF настаивает, чтобы управляющие компании и банки проверяли происхождение крупных партий золота и отказывались от схем работы, когда объектом купли-продажи становится металл, находящийся не на территории стран-членов.

Так что сегодня, спустя более десяти лет после создания, FATF получила второе дыхание. Организация действенно влияет на независимые государства с целью предотвращения отмывания средств в международных масштабах. И вполне возможно, что в ближайшем будущем мы станем свидетелями роста числа членов FATF и введения еще более эффективных механизмов борьбы с теневым бизнесом.

Сентябрь 2003

Виталий Шапран