Фонд будущего
|

Фонд будущего

Фонд будущегоВо многих богатых сырьем странах мира есть специальные фонды, в которые откладывается часть прибыли от продажи невосполнимых природных богатств, в том числе в пользу будущих поколений. Такого фонда в России пока нет, но вопрос о его создании уже поднят. Эксперт аналитического отдела Банка на Красных Воротах считает, что создание стабилизационного фонда, в числе прочего, станет серьезным шагом на пути к давно назревшим структурным реформам в России.

Новая старая идея

Последние три года для развития российской экономики складывалась благоприятная ситуация. Однако, по оценкам экспертов и официальных лиц, темпы роста остаются значительно ниже потенциальных, а российская экономика, имея плохую структуру, не в состоянии превратить сверхдоходы, полученные от благоприятной внешней конъюнктуры, в инвестиции.

Экономическая система продолжает ориентироваться на сырьевой экспорт, текущая ситуация и перспективы роста экономики, а также доходы бюджета серьезно зависят от внешней экономической конъюнктуры на рынках природных ресурсов. О симптомах «голландской болезни» говорится уже давно. Из-за укрепления рубля велика вероятность получить в будущем сокращение экспорта, более благоприятную среду для импорта и серьезные проблемы для внутреннего производства. Сейчас ЦБ борется с повышением номинального курса рубля, скупая в резерв валюту, большой приток которой поддерживается высокими ценами на энергоресурсы. При этом увеличение денежной массы подхлестывает инфляцию. При отсутствии структурных реформ требуется создание надежного механизма, позволяющего решать данные проблемы в российской экономике, а также снижать риски, связанные с возможной неблагоприятной внешней конъюнктурой в будущем. С 2004 г. правительство планирует создать стабилизационный фонд, который, в отличие от действующей практики формирования финансового резерва, будет иметь фиксированные источники дохода и действовать не в пределах одного конкретного года, а носить длительный характер, сглаживая возможные колебания бюджетных доходов и выполняя функцию фонда будущих поколений.

Вопрос о создании фонда ставил еще при формировании бюджета 2002 г. советник президента по экономическим вопросам Андрей Илларионов. Идея нашла поддержку в Минфине. Правда, с некоторыми концептуальными отличиями в отношении представлений о целях и принципах функционирования фонда. Идея стабилизационного фонда не нова: проблема исчерпаемости природных ресурсов в долгосрочном периоде ставит перед правительствами многих стран вопрос о необходимости планирования использования этого ресурса.

Из остатков профицита

Подобные фонды есть в Норвегии, Чили, Венесуэле, Кувейте, Аляске (США) (см. таблицу) и исполняют в основном стабилизационные и сберегательные функции.

Фонды

Стабилизационные доходы, как правило, зависят от текущих цен на природные ресурсы, а источники средств для сберегательных фондов определяются на постоянной основе в зависимости от наличия на территории природных ресурсов и их исчерпаемости. Соответственно, целями создания фондов служат выравнивание доходов и расходов в государственных бюджетах и обеспечение будущим поколениям потока доходов после истощения запасов полезных ископаемых. Основными целями создания стабилизационного фонда в России могут стать поддержание реального уровня непроцентных расходов государственного бюджета в периоды неблагоприятной конъюнктуры и погашение внешнего долга. По мнению Минфина, ответственного за разработку концепции, стабилизационный фонд будет формироваться за счет дополнительных доходов при благоприятной конъюнктуре в наиболее успешные для российской экономики годы, а не только от высоких мировых цен на энергоносители. В этой связи предлагается аккумулировать средства за счет экспортной пошлины на нефть и нефтепродукты в полном объеме, а также за счет той части налога на добычу полезных ископаемых, которая будет формироваться при цене на нефть выше расчетной цены для расходной части бюджета. В 2003 г. это $18.5 за баррель нефти марки Urals. Еще одним источником наполнения фонда, видимо, будет остаток профицита после исполнения всех расходов бюджета, включая процентные платежи по долгу и погашения основной части долга за счет профицита, то есть при средней годовой цене на нефть свыше той, по которой были рассчитаны доходы в 2003 г. ($21.5 за баррель). Из мирового опыта известно, что в период накопления первичных средств стабилизационный фонд, видимо, будет использоваться только для погашения долга и выравнивания расходов. Если же внешнеэкономическая конъюнктура будет складываться благоприятно, то можно аккумулировать достаточное количество средств, чтобы использовать их на социальные программы, добавляя к предлагаемым механизмам еще одну цель – увеличение благосостояния будущих поколений. В данный момент создание фонда анонсируется монетарными властями в первую очередь как механизм управления валютной и денежно-кредитной политикой. В частности, говорится о возможности контролировать инфляцию, запланированные показатели которой уже не кажутся реально выполнимыми из-за скачка в начале года, что может стать серьезной проблемой в дальнейшем. Однако все эти трудности связаны в первую очередь со сложившейся экономической структурой, и ее необходимо менять. Хотелось бы верить, что Россия стоит на пороге серьезных структурных реформ, и создание фонда станет шагом на пути к ним.

Апрель 2003

Александр Островский