Гордые романтики из Восточной Европы
|

Гордые романтики из Восточной Европы

Гордые романтики из Восточной ЕвропыСогласно поговорке «как аукнется, так и откликнется», к полякам у русских должно быть не очень положительное отношение, так как известно, что они нас, в большинстве своем, не любят. Чем же вызвано такое отношение к русским со стороны наших славянских соседей? Так ли это на самом деле? И как мы, русские, относимся к потомкам Адама Мицкевича и Генрика Сенкевича?

Польша – это что?

Осмелюсь предположить, что мы недооцениваем поляков, их достижения в искусстве и культуре, а в ответ этот очень гордый и самолюбивый народ платит нам презрительными высказываниями и заносчивым поведением. Вспомним Владимира Маяковского, его стихотворение о советском паспорте, где есть такие строки, характеризующие отношение иностранных чиновников к польскому паспорту: «На польский – глядят, как в афишу коза, На польский – выпяливают глаза В тугой полицейской слоновости – Откуда, мол, и что это за географические новости?» [1].

Почему Маяковский выбрал именно Польшу, а не другую, менее известную страну? Может быть, это случайность, а может быть, и нет. Но Маяковский жил в начале прошлого столетия, а как относится к этой стране и к народу современное поколение россиян? К сожалению, никак. Америка – это военная мощь и Голливуд, Англия – это престижное образование и «Битлз», Франция – это искусство и утонченность, Германия – это мерседесы и БМВ, а Польша – это что!? Такое отношение еще обидней, чем неуважение, особенно для народа, который имеет основания гордиться своей культурой, историей и красотой. В любом случае Польшу и поляков не стоит недооценивать. По территории эта страна больше Англии или Италии, а по численности населения не уступает Испании. ВВП Польши равняется суммарному валовому продукту таких стран, как Венгрия, Чехия, Болгария, Словакия и Хорватия. История Польши впечатляет еще больше. В начале ХVII века Польско-Литовское государство было самым крупным в Европе, оно простиралось от Балтийского до Черного моря.

В средние века Польша выполняла миссию защиты католицизма от врагов с Востока, а также проводила католическую экспансию туда же. На политической арене недавнего прошлого именно польский рабочий профсоюз «Солидарность» положил конец социализму в стране и стал своего рода примером в некоторых других странах бывшего соцлагеря.

Разделенной между Германской, Австрийской и Российской империями Польше удалось выжить и вернуть себе независимость. В этом полякам помог их характер, их культура. Если вспомнить классификацию Ричарда Льюиса [2], подразделяющую все культуры на три группы – моноактивные, полиактивные и реактивные, – то польская культура будет одновременно моноактивной и полиактивной. По способу организации своей деятельности и сбору информации этот народ среди славян занимает промежуточное положение между моноактивными чехами и полиактивными русскими. Самобытность Польши проявляется и в ее отношении к религии.

Соотечественники Римского Папы

Как известно, из всех славян-католиков поляки – наиболее ярые приверженцы римской ветви христианства. Хотя выбор поляками католической веры в X веке был продиктован прежде всего политическими и экономическими причинами, в том числе и необходимостью противостояния германской экспансии. С тех пор поляки не изменяли этой религии, несмотря на то, что внешние условия их существования стали другими. Правда, поляки немного подкорректировали и приспособили католицизм к своему менталитету. В результате он приобрел некоторые отличительные черты. Особенности польского католицизма:

  • Как и все католики, поляки признают истинной только свою церковь, но они терпимы к другим верам и легко уживаются с православными, протестантами, мусульманами и иудеями.
  • Они не очень придерживаются строгих догм и католических ритуалов, а предпочитают хранить веру в своих сердцах.
  • Им в меньшей степени, чем католикам Южной Европы, характерны семейственность и клановость в бизнесе.
  • Они не очень пунктуальны, но все же дорожат временем больше итальянцев, португальцев и испанцев.
  • В отличие от других католических стран, личные отношения для поляков не являются определяющими в продвижении по служебной лестнице.

Комбинаторика ценностей

Поляков называют романтическими идеалистами, которые считают, что их достоинства столь многочисленны, что их трудно перечислить. Действительно, в ходе тысячелетней истории Польши проявлялись многие характерные черты этого народа, среди которых наиболее заметными являются: романтичность, патриотизм, независимость, гордость, самопожертвование, сентиментальность, юмор, свободомыслие, красноречие, любовь к искусству, любовь к семье, индивидуализм, готовность рисковать, стремление к славе, гостеприимство, чрезмерная чувствительность, галантность по отношению к женщинам, мистицизм, упрямство, прагматизм, стремление защитить слабых, умение вести душевные беседы. Все эти качества в той или иной степени присутствуют и у других народов, но поляки, даже среди славян, выделяются особым поведением и отношением к жизненным ценностям. Все дело в том, что ценности разных народов отличаются не только набором, но качеством и комбинаторикой, т.е. особой сочетаемостью.

Например, и для поляков, и для жителей арабских стран и Средней Азии характерно гостеприимство. У кого это качество выражено сильней? Конечно же, у арабов и народов Средней Азии. Но у ливанцев, таджиков, казахов и кавказцев гостеприимство является частью их этикета, важной национальной традицией, которую они обязаны исполнить. Поляки же, если достучаться до их сердца, искренни в своем радушии к гостям. Это искреннее гостеприимство уживается в сердцах поляков с чрезмерной чувствительностью и ранимостью. Комбинацией этих качеств объясняется непредсказуемость их поведения. Они дружелюбны и готовы идти на уступки, когда считают обращение достойным, но становятся упрямыми, несговорчивыми и враждебными, если почувствуют несправедливость.

Поляки любят весело жить и считают, что «качество жизни – не в количестве материй, а в ценностях души: свобода, честь, радость жизни» [3]. Поэтому польская знать, шляхтичи, психологией были дворянами, а бытом – мужиками. Если присмотреться к ценностям народа и выяснить, в каких сочетаниях они встречаются, то можно объяснить многие манеры поведения и предугадать реакцию людей на ваши действия – а это первый шаг к установлению дружеских отношений. Для общения с одними народами дружеское расположение не обязательно, для общения с другими – крайне важно. Поляки относятся ко второй категории.

Поляки о себе

Для определения правильной стратегии общения с носителями иного менталитета также весьма полезно знать, что они думают о себе, какими они видят себя. Поляки считают себя благородными защитниками слабых и угнетенных, а свою историческую миссию видят в защите европейской культуры. Зная это, можно легко скорректировать свое поведение и избегать разговоров на болезненные темы.

Например, мягко говоря, своеобразное отношение к русским автоматически переносится и на русский язык. Поэтому иностранцам, знающим русский язык, лучше говорить с поляками на английском. Конечно, прежде всего это касается фазы вступления в контакт. Когда они узнают вас лучше, язык общения не будет иметь такого значения.

Несмотря на их красноречие и умение слушать, с поляками нелегко общаться. Прежде всего этому мешают две особенности их поведения.

1. Стремление выжить и сохранить независимость любой ценой. «Только смерть поляков может уничтожить Польшу», – говорят они. Само по себе это качество, конечно, положительно, но очень часто оно приводит к недоверию и подозрительности. Не зря же говорят: «Пуганая ворона куста боится!»

2. С этой чертой связана другая особенность поведения – ненависть ко всему, что может ущемить национальное достоинство, испортить репутацию или угрожать безопасности. Из-за своей сверхчувствительности поляки за оскорбление чести и достоинства могут принять вполне безобидные поступки иностранцев, например, ироническое отношение к некоторым строчкам из гимна или упоминание о проигранных битвах.

Общение с поляками сродни игре в шахматы – один неверный ход, и партия может быть проиграна. Но, зная особенности менталитета поляков, их жизненные приоритеты, можно без особого труда определить мотивационные факторы в поведении с ними. К тому жe русские – хорошие игроки в шахматы.

Чтобы хорошо откликнулось…

Если вернуться к трем вопросам, заданным во вводке, то можно сделать следующие выводы.

1. Поляки – гордый народ и еще долго будут помнить обиды и притеснения, нанесенные им бывшими завоевателями, к числу которых они относят и русских. Но удивляться этому и тем более обижаться не стоит. Такое отношение характерно для многих стран, побывавших под гнетом завоевателей. Вспомните, например, неприязнь корейцев к японцам или шотландцев к англичанам.

2. Большинство русских считают, что негативное отношение к ним со стороны поляков существует, но не нужно его преувеличивать. Оно быстро исчезнет, если вы проявите искренность и поговорите по душам.

3. У русских к полякам двойственное отношение: с одной стороны, мы недолюбливаем их за гордыню и чрезмерную обидчивость, с другой – уважаем за вклад в мировое искусство, который сделали представители этого народа. Польская литература богата и оригинальна, режиссеры театра и кино завоевали популярность во всем мире, а композиторы – умеют затронуть самые тонкие струны души и вызвать доселе неизвестные комбинации чувств.

Однако двойственность отношения к полякам может легко исчезнуть, если мы их гордыню будем считать гордостью, а обидчивость – чувствительностью, тем более что для этого есть все основания.

2004

Александр Косов

Литература:

1. Маяковский В. Собрание сочинений в 12 томах. – Москва, 1978, т. 6, с. 63.

2. Косов А. Знакомьтесь, Ричард Льюис! // Валютный спекулянт, 2003, № 1, с. 84.

3. Гачев Г. Ментальности народов мира. – Москва, 2003, с. 236.