Корзинки для шекеля
|

Корзинки для шекеля

Корзинки для шекеляПечальная статистика свидетельствует, что более 80% терактов, совершенных в мире за прошлый год, осуществлены на территории Израиля. Тем не менее, экономика этого государства продолжает развиваться, а финансовые рынки уже не реагируют на взрывы и выстрелы. Причины такого спокойствия лежат отнюдь не в привыкании к плохим новостям, а в достаточно жестком государственном регулировании экономики и финансовой системы.

Шесть лет без центробанка

История валютной системы Израиля уходит своими корнями в период становления нового государства. Разговоры о необходимости создания эмиссионного центра страны начались еще в 1948 году. В августе этого года первые банкноты израильского фунта выпустил Англо-Палестинский банк, с которым израильское правительство подписало соглашение. В банке сразу же создали специальный отдел по управлению долгами правительства, а функцию надзора и проведения монетарной политики фактически возложили на Министерство финансов Израиля. Интересно, что такая явно временная схема управления денежной системой просуществовала достаточно длительный период – шесть лет. Только в декабре 1954 г. вступил в силу закон о Банке Израиля, который давал новой финансовой структуре практически все полномочия, характерные для центральных банков. Создали его достаточно быстро из подразделений Минфина и Англо-Палестинского банка, к тому времени уже носившего название Bank of Leumi Le-Israel B.M. Однако функция контроля за курсообразованием новому центробанку была передана лишь в 1978 году.

История создания Банка Израиля наглядно демонстрирует возможность разделения функций эмиссионного центра, осуществления монетарной и фискальной политики, а также надзорной функции по разным ведомствам. Своей историей Банк Израиля рушит привычные для нас рамки представлений о центробанке как едином центре управления всей денежной системой. И хотя сегодня он представляет собой центральный банк современного образца, частичный возврат к прошлому в свете намечающихся реформ вполне реален.

Сколько милей в одной агоре?

Не менее интересную историю имеет и валютная система страны. В истории Израиля было, по меньшей мере, четыре денежные реформы. Это слишком много для государства с полувековой рыночной экономикой. С августа 1948 года по февраль 1980 г. в обращении находился израильский фунт. В момент своего введения он содержал 1000 миль (mils), однако 24 декабря 1948 г., вместе с подписанием нового чартера между Англо-Палестинским банком и правительством Израиля, мили почему-то переименовали в прутоты (prutot).

Такая система просуществовала до 1 января 1960 г. Тогда Банк Израиля заменил название разменной монеты на агору (agora), одновременно изменив и ее содержание в израильском фунте. Теперь 1 фунт содержал 100 агор. И так было до 1980 г., когда фунты заменили шекелями, оставив содержание 100:1. Однако при реформе 1980 г. 1 шекель обменивали на 10 израильских фунтов.

Последняя денежная реформа состоялась в сентябре 1985 г. В результате в обращении появились новые шекели, которые до сих пор называют NIS (New Israel Sheqel). 1 NIS содержал в себе 100 агор или 1000 шекелимов (sheqalim).

Такая частая смена паритетности денежных знаков имела под собой совершенно объективную основу – высокую емкость израильской валюты по отношению к другим валютам и ее относительную нестабильность. Например, 4 сентября 1985 г., в момент проведения последней денежной реформы, за 1 NIS давали $1.5063. Но доходы населения Израиля были значительно ниже, чем у европейских соседей или американцев, и, чтобы денежная система функционировала без перебоев и была удобной для населения, требовалось промежуточное звено в разменной монете.

После плаванья, в тихой гавани…

За время существования нового и старого шекеля Банк Израиля, похоже, перепробовал все рецепты курсообразования национальной валюты. В середине 1976 года банк предложил зафиксировать курс тогда еще израильского фунта к корзине, состоящей из основных мировых валют. В качестве избранных валют выступали доллар США, немецкая марка, английский фунт, французский франк и голландский гульден. То есть были отобраны валюты стран, с которыми Израиль имел весомые торговые связи. Однако, несмотря на логичность обоснования самой корзины, новация продержалась только до октября 1977 года. С 1977 г. израильская валюта была отпущена в свободное плаванье. Но нарастающая угроза государственного дефолта заставила правительство в июле 1985 г. вернуться к концепции фиксированного курса. На этот раз уже без корзины. Шекель просто попытались привязать к доллару США.

Такая привязка оказалась неэффективной, по-видимому, из-за инфляционного всплеска, который наблюдался в Соединенных Штатах в тот период. Поэтому уже в 1986 г. общественности представили новую стабилизационную программу – опять на основе валютной корзины.

Поначалу в корзину шекеля входили американский доллар, немецкая марка, французский франк, английский фунт, японская иена, а с декабря 1999 г. место французского франка и немецкой марки занял евро. Интересно, что в Банке Израиля утверждают, что замена франка и марки на евро состоялась чисто технически. Но банк не просто зафиксировал веса валют, он разработал методику, по которой нужно было их изменять. Веса изменялись пропорционально удельному весу внешнеторговых операций Израиля в той или иной валюте. За 1986-2000 гг. веса валют в корзине менялись несколько раз (табл. 1).

Таблица 1. Удельные веса иностранных валют в валютной корзине шекеля*

В методике, разработанной Банком Израиля, из внешнеторгового оборота исключалась лишь торговля алмазами, так как в этом случае, как считали эксперты, шекель опять пришлось бы фактически привязать к доллару США. Банк из года в год проверял соотношение валют во внешнеторговом балансе и корректировал составляющие валютной корзины. За 14 лет установления курса шекеля по принципу валютной корзины в значительной степени возросла доля доллара, который отвоевал пространство у европейских валют. В любой другой стране эффективность такого курсообразования национальной валюты можно былo бы поставить под сомнение, но только не в Израиле. Дело в том, что экономика страны не так уж велика, а банковская система – еще меньше, и к тому же долгое время оставалась не коммерциализированной.

Даже в современный период, по состоянию на начало 2004 г., в Израиле действовало всего 6 ипотечных, 1 инвестиционный и 18 коммерческих банков, часть из которых полностью или частично принадлежали государству. Поэтому ни о каком курсообразовании в 80-е и 90-е годы на межбанковском рынке и речи идти не могло. В то же врeмя политика частично фиксированного курса давала о себе знать.

Видимые проблемы

Если посмотреть на динамику курса NIS к доллару США, нельзя не отметить практически беспрерывный процесс девальвации израильской валюты. С 1985 г. по 2004 г. ее курс снизился с 1.5063 до 4.474 шекеля за доллар, то есть почти в три раза (рис. 1).

Рис. 1. Динамика курса шекеля к доллару США с 4 сентября 1985 г. по 2 июля 2004 г.

Рис. 1. Динамика курса шекеля к доллару США 4 сентября 1985 г. – 2 июля 2004 г.

Если учесть, что центральный банк страны привязывал шекель к основным валютам, то плавная – можно сказать, плановая – девальвация служила официальным признанием слабости экономики страны. Но того, что в экономике Израиля существуют определенные проблемы, никто и не отрицает.

Во-первых, это практически хронический дефицит бюджета, вызванный, прежде всего, высокими постоянными расходами на безопасность, а также высокой ролью государства в экономике. Дефицитность государственных ресурсов сыграла свою роль – теперь у Израиля одна из самых развитых систем обслуживания государственного долга, внешние займы страны достаточно ликвидны и популярны на развитых рынках. Правда, от экспансии государства на рынке долговых бумаг пострадали местные немногочисленные банкиры, которые и поддерживали рынок внутренних займов.

Во-вторых, проблема экспансии государства на финансовом рынке плавно перерастает в проблему зарегулированности банковской системы. Тарифы на обслуживание здесь одни из самых высоких в мире, чего нельзя сказать об уровне риска операций с израильскими банками. В 2003 г. государство официально признало необходимость реформирования банковской системы страны, однако, похоже, пока не знает, с какой стороны подойти к этой проблеме. Поскольку банки вовлечены в систему обслуживания государственного долга, то одной лишь приватизацией тут не обойтись, нужны более элегантные решения.

Вперед, к либерализации!

В последние три-четыре года Израиль испытывает достаточно сильное давление со стороны стран ЕС и США, которые хотят заставить страну открыть свои рынки и обеспечить иностранным компаниям равный доступ в сердце Земли обетованной.

Беспокойство, которое причиняет Израиль Штатам, их отношениям с арабским миром, наконец-то заставило Белый дом задуматься об истинных причинах ситуации в регионе, главной из которых является бедность палестинцев, сирийцев и ливанцев. Просто дать денег этим государствам Вашингтон не может, но вот организовать процветающий Израиль, где легально работает более 3 млн. арабов, где пока еще нет четких границ между Палестиной и Израилем, а территориальная принадлежность определяется скоплением населения той или иной народности, – это вполне реальный план. Пушки и бомбардировки – это старо и вульгарно, на смену военным готовится приход крупных транснациональных корпораций, которые смогут возродить регион к жизни, одновременно подмяв под себя перспективные рынки сбыта. Только так и не иначе можно расценить курс на глобализацию, который определил сегодня Банк Израиля. В январе 2004 г. на одном из международных семинаров управляющий банком Давид Клейн (David Klein) так и заявил: для такой маленькой экономики, как у Израиля, единственная возможность реализовать свой потенциал роста – это открыть себя миру. Открыть себя Израиль пытается давно, но процесс продвигается медленно, видимо, кланы, получившие контроль над определенными сферами бизнеса, боятся потерять свое влияние внутри страны. Тем не менее, монетарная и регуляторная политика Банка Израиля не расходится со словами его главы. В стране уже работает три филиала иностранных банков: Citibank, HSBC, Standard Chartered Bank. С 1998 г. по июль 2004 г. учетная ставка центрального банка страны снизилась с 13.5% до 4.1%, что в принципе обеспечило благоприятную среду для развития рынка акций и роста небанковского сектора страны.

Относительная монетарная стабильность играет на руку правительству, которое теперь пытается улучшить инвестиционный климат в стране. Заметим, что за последние пять лет курс национальной валюты так и не пересек психологической отметки в 5 шекелей за доллар, а за последние два года шекель только стал крепче. В планах реформаторов на 2004-2005 гг. – изменить систему курсообразования и перейти сначала от фиксированного курса к частично фиксированному, а затем полностью перенести курсообразование на межбанк, который также нужно будет создавать. В планах есть и коммерциализация системы обслуживания государственного долга, и более эффективное управление дефицитом госбюджета с целью недопущения инфляционных всплесков. Банк Израиля планирует также расширить инструментарий монетарной политики и уменьшить давление на коммерческие банки в области резервирования.

Стремление к полной либерализации финансового рынка и приватизация банков неминуемо приведет в страну иностранцев, изменит ситуацию на рынке труда, повысит платежеспособный спрос со стороны населения, который сегодня и так выше российского. По данным справочника Recent Economic Development, издаваемого банком Израиля, в государственном секторе Израиля к началу 2004 г. работало 2324 тысячи человек со средней зарплатой 6447 шекелей в месяц ($1508), в корпоративном секторе – 1599 тысяч человек со средней зарплатой 6951 шекель ($1553). Причем задействованы далеко не все трудовые ресурсы страны: в прошлом году более 10% трудоспособного населения не имело работы.

Это очень высокий показатель, который ложится бременем на бюджет страны. Однако проблему опять-таки можно решить за счет прихода иностранных инвесторов и создания новых рабочих мест. Принципиально и то, что резерв трудоспособного населения можно регулировать путем стимулирования притока репатриантов. Создание новых рабочих мест для всех желающих в Израиле выглядит вполне правдоподобным хотя бы потому, что ЕС и США очень хотят поскорее разрешить проблему этой небольшой, но, к сожалению, такой популярной среди исламских террористов страны.

2004

Виталий Шапран