На пороге единого газового рынка
|

На пороге единого газового рынка

Технологии охлаждения природного газа до сверхнизких температур и превращения его в жидкость существовали давно. Однако только сейчас, благодаря общему росту цен на энергоносители, транспортировка сжиженного газа стала рентабельной. Этот, незначительный на первый взгляд факт влечет за собой революцию на энергетических рынках.

Газ или жидкость?

Важным следствием революционных перемен, возможно, очень скоро станет превращение метана в основной энергоноситель и объединение локальных газовых рынков в единый международный рынок. Очень вероятно, что со временем главным товарным фьючерсом в мире станет фьючерс на сжиженный газ. Когда говорят о наступающей эре сжиженного природного газа (в западной литературе – Liquefied natural gas, LNG), то имеют в виду прежде всего революцию в транспортировке. Действительно, транспортировка становится неизмеримо дешевле и удобнее. Главные недостатки обычного природного газа следующие:

• Он невидим и быстро улетучивается, поэтому его трудно обнаружить и собирать. При добыче иных типов энергоносителей от него, вместо того чтобы собирать, просто избавляются. Так, при добыче нефти попутный газ часто сжигают, а угольные шахты специально проветривают для предотвращения взрывов.

• Газ взрывоопасен. Он легко соединяется с воздухом, образуя смесь, которая может гореть по всему объему. Жидкости же контактируют с воздухом только своей поверхностью, поэтому выброс теплоты у них меньше.

• Газ трудно транспортировать. В газообразном состоянии он занимает большой объем.

• Его трудно хранить и использовать, особенно на бытовом уровне. Его не нальешь в канистру, как бензин. При эксплуатации он требует повышенного внимания, специального оборудования, а зачастую и квалификации.

Сжиженный газ – всего лишь иная физическая форма обычного природного или попутного нефтяного газа. Однако эта измененная форма позволяет избавиться от многих вышеперечисленных недостатков.

Есть одно главное преимущество сжиженного природного газа. При сжижении его объем уменьшается в 600 раз. На практике это означает следующее: в одинаковом геометрическом объеме сжиженного природного газа содержится в три раза больше, чем компримированного (сжатого) при давлении 200 атмосфер.

В сжиженном состоянии газ похож по своим свойствам на обычное топливо. Он выделяет приблизительно такое же количество теплоты при сгорании, требует приблизительно столько же кислорода. Главная проблема при сжижении газа – необходимость сверхнизкой температуры, около -160 градусов по Цельсию. Это требует специального, очень дорогого оборудования для хранения и транспортировки. В настоящее время промышленный газ перевозится только на крупных транспортных средствах. Однако в скором времени планируется подобное оборудование поставить на обыкновенные грузовики. Технические проблемы здесь не главные – важнее то, что пока это не окупается экономически. Отметим, что перевозка жидкого газа под давлением уже давно реализована для автомобильного транспорта.

Голубое эльдорадо

Из прессы может создаться ложное представление, что рост производства LNG начал происходить благодаря каким-то новым техническим решениям. Однако это не так. Все основные технологии были известны еще в начале века. Конечно, наука и технологии не стоят на месте. Однако ключевым здесь оказался рост цен. К затратам на обычную доставку до потребителя теперь добавились дополнительные операции – сжижение и обратная регазофикация, что удорожает стоимость газа. Рост цен привел к тому, что проекты по производству сжиженного природного газа оказались вполне рентабельными, и рынки LNG и LPG начали стремительно развиваться. По оценкам вице-президента компании British Petroleum Кэйт Мейер (Keith Meyer), строительство терминалов LNG становится прибыльным при ценах на природный газ от $3.25 до $3.50 за декатерм (MMBtu) (рис. 1). Поскольку в настоящее время еще существует высокая вероятность, что цены на нефть вернутся на прежний уровень $20-25 за баррель, к строительству терминалов пока относятся достаточно осторожно. Так, в прошлом году из проектируемых 15 началось строительство только пяти терминалов.

По оценкам вице-президента компании British Petroleum Кэйт Мейер (Keith Meyer), строительство терминалов LNG становится прибыльным при ценах на природный газ от $3.25 до $3.50 за декатерм (MMBtu)

Тем не менее, сектор сжиженного газа сейчас переживает во всем мире бурное развитие. В 1995-2001 гг. рост экспорта по газопроводам составил 39%, тогда как доля сжиженного природного газа возросла до 55%. Появились новые торговые маршруты, которые связали Малайзию с США, Тринидад и Тобаго – с Испанией и США; Нигерию – с Испанией, Турцией и Францией; Катар – с Францией, Италией, США и Республикой Корея. В целом мировая торговля в этом секторе растет со скоростью 10% в год.

Особенно стремительно рынок сжиженного газа развивается на островных территориях. Наиболее характерный пример – острова Тринидад и Тобаго в Карибском море, где существуют значительные запасы природного газа, и где невозможно построить по суше трубопровод до ближайших потребителей. Япония – крупнейший в мире импортер сжиженного газа – также расположена на островах. Она импортирует значительный объем – 74 млрд. кубометров (Bcm) в год. По прогнозам национального трубопроводного оператора Великобритании Transco, спрос на LNG будет ежегодно расти в стране со скоростью около 16% еще лет десять. Однако пока количественное преимущество – за обычным природным газом. Сейчас в мире более 414 млрд. кубометров экспортируется традиционным способом – по трубопроводам. На сжиженный газ приходится примерно 143 млрд. кубометров. Тем не менее, структура рынка постепенно меняется, и поставщики сжиженного газа теснят своих традиционных конкурентов.

Как считают аналитики, в ближайшие десять лет картина газового рынка в мире сильно изменится, и традиционные трубопроводные монополии утратят свои позиции. Россия же пока отдает предпочтение трубам. В этом смысле мы сильно отстаем от мировых тенденций.

По новым технологиям

Возможность использовать и хранить газ в сжиженном или сжатом состоянии отразилась на его потребительских свойствах. Новые технологии резко увеличили количество месторождений, рентабельных для разработки, особенно в альтернативных видах: в биомассе, болотах, океане, каменном угле, торфе и т.д. Колоссальные запасы газа сосредоточены в каменноугольных пластах. Веками этот взрывоопасный «попутчик» угрожал жизни шахтеров. С газом всячески боролись, а уж о сборе его и речи и не заходило. В настоящее время шахтный, попутно добываемый метан используется почти во всех угледобывающих странах: Польше, Германии, Франции, Великобритании и США. Характерный пример: совершенно не «углеводородная», сидящая на газовой игле Украина обладает огромными, фактически не разработанными ресурсами метана в угольных месторождениях. По его запасам страна занимает четвертое место в мире. Специалисты оценивают объем газа в 12-17 трлн. кубометров. Начни Украина использовать эти запасы, она не только обеспечит свои внутренние потребности, но и станет экспортером, конкурентом «Газпрому».

Трубопроводы уже не нужны

Использование технологий LNG улучшает применение других видов твердого топлива, например торфа или биомассы. В результате сложных преобразований из них получают сжиженный газ, который затем и реализуется. Но такие заводы очень капиталоемкие, и поэтому пока они не получили большого распространения. Появление технологий LNG позволяет резко нарастить не только производство, но и потребление. Раньше потребителями газа могли быть только крупные заводы или регионы мелких потребителей, до которых было экономически целесообразно строить трубопроводы. Эти трубопроводы принадлежали очень крупным фирмам. На рынке присутствовало ограниченное количество компаний, конкуренция отсутствовала. К тому же в деятельности таких монополистов существенную роль играло государственное регулирование. Цены зачастую определялись долгосрочными контрактами и слабо зависели от текущей конъюнктуры. Теперь не потребуется тянуть газопроводы к потребителю. Обычными танкерами, а в перспективе грузовичками, типа бензовозов, можно будет доставлять существенные объемы газа практически в любую точку. Сфера потребления увеличилась кардинальным образом – с отдельных потребителей до всей территории земного шара. Именно это и является главной причиной резкого роста популярности газа. Сегодня его претензии на звание главного энергоносителя в мире становятся обоснованными.

Капли ртути сливаются

В торговом плане главным итогом появления LNG является создание единого мирового газового рынка, подобного рынку нефти. Ранее не существовало единого мирового рынка газа. Было несколько независимых рынков: российский, европейский, североамериканский и т.д. Цены на них могли месяцами не замечать друг друга.

Единственным связующим звеном для этих рынков являлись цены на нефть, с которыми цены на газ просто обязаны были коррелировать. К примеру, в США очень распространены различные отопительные установки, которые могут работать на двух видах топлива: мазут и газ либо мазут и уголь и т.д. Когда цены на одно топливо слишком отрывались от цен на другое топливо, потребители просто переключались на другой вариант. Спрос и предложение были сбалансированы. Однако такая связь была очень грубой. На практике фьючерс на североамериканский газ мог целый месяц иметь динамику, отличную от фьючерса на нефть, и только потом был вынужден учитывать общеэнергетические тенденции.

С появлением LNG все должно измениться. Газ стал собираемым и транспортабельным. Все газовые рынки окажутся связанными между собой. Как показывает опыт, нормальное значение мирового экспорта/импорта для крупнейших товаров колеблется от 20% до 50% (наиболее типично – около 25%). В таких условиях возникает единый мировой рынок. На эту цифру и можно ориентироваться в общемировом рынке газа.

Интересной представляется новая технология EP Energy Bridge компании El Paso Corp. Суть ее в создании на береговом шельфе специальных причалов, которые связаны трубопроводом с берегом, что позволяет судам разгружать газ без дорогостоящих терминалов. Компания собирается в ближайшем будущем распространить эту технологию по всему миру, что позволит значительно повысить потенциал использования LNG.

Энергоноситель № 1

Появление и распространение технологий транспортировки сжиженного газа является дополнительным аргументом в споре газа и нефти за звание главного энергоносителя ХХI века. Пока преимущество за нефтью. Быстрому распространению природного газа препятствует политика крупнейших нефтяных компаний, которые видят в газе угрозу для своего бизнеса. Характерный пример: США сегодня находятся в самом конце списка по количеству автомобилей, работающих на газовом топливе. «Это еще одно доказательство того, что администрация Буша нераздельно завязана на нефть Персидского залива и на энергетику, построенную на нефти. Она неспособна выработать всеобъемлющую, дальновидную энергетическую стратегию», – заявил как-то конгрессмен Ричард Гепхардт. Однако все большее количество экспертов считают, что будущее – за газом. Идет стремительный рост потребления газа и переориентация мировой экономики с нефти на газ. Поскольку основной торговой формой природного газа, скорее всего, станет именно сжиженная его форма, в самое ближайшее время возможна организация биржевого контракта на LNG. При написании статьи использовались материалы информационного сервера «Россия. Нефть» и сайта Российского газового общества.

Ноябрь 2003

Петр Бобрик

_________
Что такое сжиженный газ

При больших давлениях в толще земли многие газообразные углеводороды становятся жидкими и образуют газовый конденсат. Поэтому классическое деление на нефтяные и газовые месторождения отражает, скорее, ожидаемую физическую форму добываемого вещества. Метан, пропан и бутан являются наиболее простыми и распространенными газами. При этом простейший газ – метан, может составлять до 95% в классических газовых месторождениях. Поэтому часто под словом природный газ (Natural gas) понимают именно метан. Пропан и бутан чаще встречаются как попутные газы при добыче нефти. Именно они составляют большую долю содержимого обычных бытовых газовых баллонов. Сжиженный газ представляет собой криогенную жидкость различных газов, преимущественно метана, сохраняющуюся при сверхнизких температурах. В качестве сырья для производства сжиженного газа используются природный газ, нефтяные попутные газы, газовый конденсат и нефть.

Газ сжиженный нефтяной (ГСН) – это сжиженный газ, добытый попутно при добыче нефти (т.н. бутан и пропан), а сжиженный природный газ – это, как правило, метан с газовых месторождений. Сжижение происходит путем охлаждения. В литературе часто наблюдается путаница терминов. Так, в России под термином сжиженный газ часто понимается газ, находящийся под давлением при нормальной температуре. Недавно подписанная концепция о развитии рынка сжиженного газа в России включает в себя рынок обычных бытовых баллонов, которые, как правило, содержат пропаново-бутановую смесь. Однако, учитывая общемировые тенденции, такое смешивание терминов не всегда оправдано.
_____________