О локализации и страновых рисках
|

О локализации и страновых рисках

Присвоение России инвестиционного рейтинга международных организаций означает, во-первых, что мировое сообщество признает наши реформы успешными, во-вторых, что ведение операций с Россией не будет сопряжено с повышенными рисками. Однако, помимо международных рейтингов, во многих странах разрабатываются свои собственные рейтинги. Япония не является в этом смысле исключением.

О глобализации в ином контексте

Процесс глобализации носит объективный и естественный характер. Но лишь в той части, когда речь идет об организации самого производства конечного продукта, например, о таких его аспектах, как финансирование и управление, доставка товара потребителю и т.п. Само же изготовление (сборка) конечного продукта, идущего на потребление, а также его составных компонентов, носит локальный характер. В этом контексте смысл организации производства в условиях глобализации состоит в том, чтобы правильно, максимально эффективно, локализовать изготовление конечного продукта и его отдельных частей и в итоге снизить издержки на его производство.

Как только в умах организаторов производства зарождается мысль о его выводе за пределы страны, понятие «страновые риски» приобретает особое значение. В несколько меньшей степени оно применимо к внешнеторговым сделкам и иным видам внешнеэкономической деятельности. Понятно, что в условиях глобализации требуется самое тщательное изучение экономики других стран. Глобальная деятельность ориентирована на стандартные показатели рисков, давно разработанные на Западе (например, S&P). Однако, помимо этих систем кодифицированной и спрессованной информации, существуют и локальные, отвечающие конкретным ментальным потребностям той или иной нации.

Такая система существует, например, в Японии (рейтинги JBRIR&I). Подобные рейтинги существенным образом влияют на принятие решений при ведении внешнеэкономической деятельности компаниями, которые не имеют собственных выходов за рубеж. Главное достоинство таких рейтингов состоит в том, что «им можно доверять», поскольку вещи интернациональные они адаптируют для привычного понимания деловых кругов их собственной страны. Такие информационные системы – своего рода «переводчик», важный для притока внешних инвестиций, поскольку позволяют понять мотивы поведения тех или иных инвесторов на конкретном локальном рынке.

Об одной национальной методике

В Японии, помимо общеизвестных, применяют собственные, национальные эконометрические модели для анализа существующих объемов статистической информации на предмет количественных оценок рисков, в том числе и страновых. Однако, по мнению японских специалистов, все существующие количественные методики оценки страновых рисков имеют существенные недостатки. Иными словами, существуют такие аспекты и параметры страновых рисков, которые не поддаются количественной оценке. Поэтому решающее значение для оценки страновых рисков имеют экспертные оценки.

Методика экспертных оценок основана на письменных опросах авторитетных институтов, ведущих активную деятельность за рубежом. К числу таковых относятся банки, торговые компании, производители промышленной продукции, а также средства массовой информации и исследовательские организации, которые имеют прямые интересы в той или иной оцениваемой стране. По каждой стране примерно полтора десятка организаций такого рода дают оценки возможных изменений на ближайшие три года. Оценки выставляются по десятибалльной шкале, затем средние оценки делятся на пять групп. Выставляется также совокупная оценка странового риска, которая выводится не как средняя величина от суммы средних оценок по каждому пункту, а как средняя оценка всех опрошенных организаций.

На основе многолетних опросов японские специалисты сформулировали ряд основных типов страновых рисков, с которыми сталкивается на практике иностранный капитал. К ним относятся следующие основные типы рисков.

1. По причине ухудшения платежного баланса, недостатка иностранной валюты, ввода разного рода ограничений становится невозможным (или возможным лишь частично) осуществить репатриирование из рассматриваемой страны уже инвестированного там капитала, а также вывоз прибыли и процентов на капитал.

2. По причине быстрой инфляции и значительных колебаний валютного курса происходит значительное снижение инвестиций в страну.

3. По причине смены политического режима в рассматриваемой стране новая государственная власть отказывается (или возникает возможность отказа) выплачивать долги и осуществляет (или демонстрирует намерение) национализацию, экспроприацию и т.п. иностранной собственности.

4. По причине взятого государственными властями рассматриваемой страны курса на локализацию капитала и управления вводятся ограничения для иностранных менеджеров при приеме на работу, а также запрет на получение ими прибыли. Властями рассматриваемой страны проводится дискриминационная для предприятий с иностранным капиталом налоговая политика, наблюдается рост угрозы несанкционированного (и тайного) вмешательства в дела предприятий с иностранным капиталом.

5. По причине внутренних беспорядков, роста насилия, вторжения иностранной державы, войны и иных подобных событий происходит разрушение производства в рассматриваемой стране.

6. По причине обострения международных отношений и международной обстановки происходит ухудшение инвестиционной среды в рассматриваемой стране.

О российско-японских отношениях

Россия заинтересована в иностранных инвестициях, но пока относительно мало преуспела в их привлечении. Россия также хочет вернуть собственные (по происхождению) средства из-за рубежа, но никак не может справиться с этой задачей. А вся суть проблемы состоит в том, что страновой риск здесь крайне высок, и это мешает деловым кругам локализовать производство в стране. Именно локализация производства (см. начало статьи) необходима в России для решения главной проблемы – ускорения экономического развития и, как следствие, повышения жизненного уровня населения. Локализация производства в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в идеальном варианте ведет к росту занятости, знакомству с новыми технологиями и полезным управленческим опытом, более глубокому включению страны в мировую экономику через расширение внешней торговли, финансовых операций и др. И все-таки статистика показывает, что ПИИ в России растут. Они составляют примерно половину из $43 млрд. накопленных иностранных инвестиций. Но большая их часть, примерно три четверти, приходится на страны Европы.

Японцы в российскую экономику идут «со скрипом». Хотя в российско-японских переговорах на самых разных уровнях речь о расширении сотрудничества, в том числе инвестиционного, идет постоянно. Все участники дискуссии апеллируют к неосвоенным природным богатствам России, ее потенциально большому внутреннему рынку и т.п. Но это длится уже не одно десятилетие, еще с советских времен, а серьезных структурных перемен (если не считать появления японских товаров на российском внутреннем рынке) в отношениях двух стран не наблюдается.

В условиях, когда основной рынок в России определен размерами нефтяного экспорта, когда низки (а возможно, искусственно занижаются) доходы на душу населения, иной результат вряд ли вообще возможен. Сюда можно добавить также политические проблемы (в частности, т.н. вопрос о «северных территориях»). Практически единственно успешный проект – освоение Нерюнгринского угольного бассейна – был реализован еще в 70-е годы, но без прямого участия иностранного капитала, по формуле «оборудование в обмен на уголь». Создается впечатление, что нынешние обсуждаемые проекты пока существуют только на бумаге или выступают в качестве «словесных пуль» в большой политической игре с не совсем ясными целями. Многие из этих проектов, например, освоение нефтегазовых месторождений Восточной Сибири, ведут отсчет времени еще с 70-х годов. Справедливости ради надо отметить, что существуют и проекты, у которых наметился «коммерческий» выход. Например, освоение нефтегазового шельфа острова Сахалин. Но в этом проекте заняты не только и не столько японские компании, сколько мировые нефтяные гиганты.

Однако все эти явления являются следствием не столько сдвигов в структуре российско-японских экономических отношений, сколько обеспокоенностью японцев ситуацией на Ближнем Востоке, откуда они получают львиную долю энергоносителей, а также очень непростой ситуацией на основных японских рынках сбыта – собственном и американском.

О наших собственных факторах

Попробуем с учетом упомянутой выше японской методики сформулировать те факторы, которые оказывают влияние на страновые риски России. При этом нельзя не учитывать, что то или иное событие можно расценивать двояко.

Например, выборы в зависимости от угла зрения могут выглядеть и как стабилизирующий, и как дестабилизирующий фактор применительно к хозяйству страны.

1. Политическая и социальная стабильность. В России грядут выборы, парламентские и президентские. В стране сохраняется, по меньшей мере, теоретическая возможность конфликтов на национальной, религиозной, идеологической и социально-экономической основе. Но они, за исключением военного конфликта на Кавказе, скорее, находятся в латентном состоянии. Можно предположить, что в случае успешного социально-экономического развития страны возможность их открытого проявления будет понижаться, но полностью исключить обострение ситуации на сегодня, вероятно, нельзя.

2. Экономическая стабильность и потенциал роста. Ситуация в стране в значительной степени зависит от цен на энергоносители, нефть и газ. Они решающим образом влияют на платежный баланс, курс рубля, бюджет, уровень инфляции и т.д. Альтернативы такого рода специализации в международном разделении труда пока не просматривается.

3. Стабильность внешних связей, способность выплачивать долги. Внешние связи и выплаты по внешнему долгу носят стабильный характер. Однако в мировом сообществе сохраняются элементы «дискриминации» по отношению к России, доставшиеся ей в наследство еще от СССР. Полное вхождение нашей страны в мировое экономическое сообщество зависит от времени, равно как и основные риски в области международных связей зависят от движения цены на нефть.

4. Общая оценка. Можно сказать, что общая ситуация в стране выправляется, есть надежды на успешное экономическое развитие. Но серьезной проблемой остаются структурные реформы в экономике, направленные на то, чтобы «поймать» новое (вне сырьевых отраслей) качество роста, а также неравное распределение доходов, которое является ограничителем массового спроса внутри страны. Нельзя полностью исключить возможность возникновения конфликтов, как внутри страны, так и по ее периметру (с участием сопредельных государств), а также «давления» со стороны других государств.

В заключение следует заметить, что по японской методике Россия не попадает ни в одну из шести упомянутых выше групп риска, что свидетельствует об относительно благополучном инвестиционном климате в стране.

Сентябрь 2003

Алексей Соколов