Предлагает Ассоциация российских банков
|

Предлагает Ассоциация российских банков

10(60)2004


Национальная банковская система России вышла из июльского «кризиса доверия». ЦБ РФ и банковское сообщество предприняли ряд мер по стабилизации ситуации. Вкладчики успокоились, ажиотаж спал. Восстанавливается рынок межбанковского кредитования. Однако еще многое предстоит сделать, чтобы обстановка полностью нормализовалась.


Пожарник должен тушить
Ассоциация российских банков выработала целый пакет предложений банковского сообщества, которые направлены на преодоление последствий июльских событий, а также на недопущение в будущем серьезных проблем в развитии национальной банковской системы. По мнению президента АРБ Гарегина Тосуняна, прежде всего следует изменить закон о ЦБ. На Банк России нужно возложить ответственность за непринятие мер в случае угрозы системного кризиса банковской системы. Не секрет, что у некоторых руководителей ЦБ РФ существует своего рода «комплекс Алексеева» (Алексеев – высокопоставленный чиновник ЦБ, был осужден за выдачу стабилизационного кредита банку СБС-АГРО). По образному выражению Тосуняна, «пожарник для тушения пожара не просто может, но и должен применять все виды огнетушителей». Иными словами, функции кредитора последней инстанции – не только возможность регулятора, но и его прямая обязанность. Ассоциация также ставит перед ЦБ РФ вопрос о создании стабилизационного банковского пула. Правда, пока еще не до конца ясно, будет он создаваться под эгидой Центробанка, или же банки самостоятельно «скинутся» для поддержки коллег, попавших в затруднительное положение.


Укрепить иммунитет
Ассоциация российских банков настоятельно просит Банк России расширить перечень ценных бумаг, под обеспечение которых ЦБ РФ осуществляет рефинансирование коммерческих банков, включив в него акции государственных и первоклассных государственных и частных корпоративных эмитентов.


Также АРБ предлагает изменить ст. 837 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусмотрев в данной статье введение нового безотзывного договора банковского вклада, что позволит расширить долгосрочные ресурсы банков. По мнению Г. Тосуняна, которое он высказал на заседании правительства, посвященного обсуждению денежно-кредитной политики в 2005 году, усиление банковского надзора должно происходить с участием банковского сообщества и его саморегулируемой организации, то есть сопровождаться своего рода самонадзором. Он подчеркнул, что «одним ужесточением надзора нельзя сделать всех участников рынка идеальными».


АРБ также предлагает допустить коммерческие банки на конкурсной основе к обслуживанию счетов бюджетов и внебюджетных фондов всех уровней. Кроме того, банковское сообщество в лице Ассоциации давно ставит вопрос перед надзорным органом о максимальном уменьшении объема отчетности.


Как бы там ни было, но банковская система Россия выдержала еще одно испытание, и даже значительно укрепила при этом свой иммунитет. Крупнейшие российские банки практически не были затронуты «кризисом доверия». Наоборот, некоторые из них (например, Сбербанк) даже значительно укрепились. Недаром известные мировые рейтинговые агентства, в частности, S&P и Fitch, собираются в первой половине 2005 г. даже повышать рейтинг России.


Максим Росляков