Путь к неслучайному успеху
|

Путь к неслучайному успеху

12(50) декабрь 2003


Успех биржевой торговли зависит от правильности мировоззрения трейдера, от найденных им ответов на фундаментальные вопросы, определяющие как возможные цели работы на рынке, так и ограничения для используемых методов. То есть нужно познать себя и свое место в системе «личность-рынок» и уже со стратегически правильно занятой позиции идти к успеху. Статья подготовлена на основе выступления известного трейдера Михаила Королюка на конференции «Вопросы системной торговли», проходившей в октябре 2003 г. в Москве.


Особенные правила
Торговля на фондовом рынке является своего рода случайностратегической игрой с неограниченным количеством участников. Однако от других привычных для нас игр этого класса ее отличают важные особенности.


1. Фактор времени («на бирже можно выигрывать только одним способом – медленно»).
Мы не можем, как в преферансе, сесть и за вечер расписать пульку – выявление сильнейших игроков на рынке занимает месяцы и годы. А для человеческой психики это неестественный интервал времени, он кажется слишком большим, и надежды очень многих на рынке похоронило именно их нетерпение доказать всем и самому себе собственную эффективность – получить быструю прибыль.


2. Меняющиеся правила игры (изменение эффективности ранее прибыльных стратегий).
Недавний пример у всех перед глазами. Можно назвать даже день, когда на российском рынке акций изменились правила игры, и большинство ранее используемых стратегий в один момент снизили свою эффективность. Это произошло 1 января 2000 года. К счастью, такие значительные, «тектонические» сдвиги на рынке происходят не часто, однако мы всегда вынуждены помнить об их вероятности.


3. Игра всегда против сильнейшего противника – рынка.
В отличие от преферанса, в случае проигрыша мы не можем набрать себе для следующей игры компанию по силам. Торговля на фондовом рынке проходит под лозунгом «Победа или смерть».


4. Неограниченное с практической точки зрения количество выигрышных стратегий.
Заметим, это приятная особенность, связанная, скорее всего, с тем, что рыночное сообщество, этот коллективный разум в соединении с самыми дремучими инстинктами, состоит из очень большого количества групп и группок участников с типовыми правилами поведения. Каждая отдельная торговая стратегия использует ту или иную неэффективность действий некоторой группы участников рынка. Разрабатывая стратегию, мы неявно выделяем из рыночного сообщества ту группу участников, против которых будем играть.


Что приятно – наши «спарринг-партнеры» не могут отказаться от игры с нами. Что неприятно – если мы будем играть против них успешно, то можем «убить» их как игроков. Именно такие «убийства» групп участников успешными контрстратегиями, скорее всего, и лежат в основе изменения характера рынков. Вдвойне неприятен тот факт, что и против нас могут начать играть, не оповестив нас об этом, и мы сами можем превратиться из хищников в добычу.


Что же делать?
Держа в уме все вышеперечисленные особенности игры, попробуем хотя бы в самых общих чертах рассмотреть некоторые аспекты поиска эффективной рыночной стратегии. Выделим два ключевых момента, на которые надо обратить внимание в самом начале работы: увеличение предсказуемости и достижение устойчивости. Как известно, значения будущих цен плохо предсказуемы (не надо путать плохую предсказуемость и случайность – это разные вещи). Между тем для построения любой эффективной стратегии необходим прогноз. Мы, как правило, не можем построить хороший, пригодный для практического применения прогноз значений цен, однако нам доступны иные характеристики, производные от ценового ряда, и многие из этих данных прогнозируются гораздо лучше самих цен. Классический пример – прогнозируемость значений цен и значений волатильности, которую можно предсказать, в отличие от самих цен, на вполне достаточном для построения стратегий уровне. Существует большое количество иных производных от ценового ряда показателей, которые прогнозируются лучше самих цен. Второй важный аспект построения систем – устойчивость. Необходимо исследовать рынок для выявления устойчивых закономерностей и их дальнейшего использования. Чем устойчивее выявленная закономерность, тем устойчивее система, тем дольше и надежнее она будет работать. Стремясь к поиску таких устойчивых систем, мы должны выбирать себе в качестве «спарринг-партнера» большую группу участников рынка с неэффективными стратегиями. Чем эта группа будет больше, тем лучше, тем дольше ее будут «убивать», тем дольше будет работать наша стратегия. А еще лучше, если эта группа будет постоянно пополняться новыми участниками взамен выбывших.


Торговля на страстях
Нет ничего более постоянного, чем извечные человеческие страсти – страх, жадность и азарт, присущие почти всем участникам рынка. Некоторые наиболее устойчивые системы создаются с использованием именно этих слабостей контрагентов. Таким образом, важно найти на графике цен проявления этих человеческих слабостей – и использовать их. Известно, что на протяжении десятилетий сохраняется такое соотношение среди участников фондового рынка: 10% постоянно выигрывают, 90% постоянно проигрывают. Отсюда следует важный принцип – чтобы выигрывать на рынке, нужно действовать не так, как действует большинство.


К примеру, рассмотрим психологические стереотипы поведения большинства участников рынка при переходе рынка из бокового состояния к тренду. За время бокового рынка трейдеры привыкают к ценам и начинают воспринимать их как «справедливые». При росте цен возникает ощущение, что они неоправданно высоки – и люди начинают продавать активы, как они считают, с выгодой для себя. Падение же цен вызывает ощущение, что они неоправданно низки – и это заставляет людей покупать «дешевые» акции. Таким образом, сама психология людей устроена так, что толкает их к работе против трендов – покупать при падениях и продавать при росте. В то же время на рынках с преобладанием трендов, как мы знаем, нужно делать вещи прямо противоположные – покупать при росте и продавать при падении. Эмоционально это может быть неприятно, однако с точки зрения динамики управляемого счета – совершенно оправданно. Успешный трейдинг редко бывает эмоционально комфортным (по статистике, примерно 2/3 времени приходится «сидеть» в минусе), по крайней мере, до тех пор, пока трейдер сохраняет в себе значительный эмоциональный заряд.


Таким образом, исходя из общих логических посылок, мы можем выделить критерии для рынков, на которых трендовые методы торговли должны быть стабильно прибыльными. Это рынки, где:
– из-за причин фундаментального характера возможно достаточно частое возникновение трендов;
– значительная прослойка участников действует эмоционально.


Российский рынок акций, в частности, соответствует этим критериям.


Михаил Королюк