Россия в поисках основы экономической политики
|

Россия в поисках основы экономической политики

3(41) март 2003


Автор статьи более 20 лет проработала в системе Внешэкономбанка в области международных операций. Используя объективный закон сохранения и превращения энергии в экономической теории, она разработала основы общей теории развития симметрий и сложных структур в экономике и финансах. Это позволило вывести объективные законы развития экономики и финансов, которые можно использовать, в том числе, при разработке государственной экономической политики.


Объективные законы экономики
В экономике и финансах действуют объективные законы развития симметрий и сложных структур. Наличие в них определенной движущей силы в виде смены объективного периода развития периодом разрушения симметрий, перехода количества в качество, диктует необходимость соответствующего подхода к управлению экономикой и финансами.


Этим и объясняются определенная периодичность в развитии науки управления экономикой и необходимость построения соответствующей структуры управления и проведения экономической политики на территории всех государств мира. На этом основании либеральные подходы к управлению экономикой сменялись на более жесткие. И наоборот. Когда развитие экономики совпадает со временем развития симметрии, которое связано с увеличением количественных показателей, нужны более жесткие условия управления. Они смогут оживить и обеспечить экономический рост. В этот период необходимо усиление государственного влияния на экономику.


В период, когда развитие экономики совпадает с разрушением возникшей симметрии и с ростом качественных показателей, необходимы более мягкие подходы к управлению. Они смогут обеспечить развитие социальных программ, рыночных структур и процессов приватизации. В этот период необходимо ослабить государственное влияние на экономику.


Если система управления не соответствует определенному периоду развития экономики, когда развивающаяся симметрия или соответствующий этому процессу рост количества сопровождаются мягкими формами управления, возникают различные катаклизмы. Они приводят к росту революционных или террористических движений.


То же самое происходит, если период разрушения симметрии и соответствующего ему развития качества сопровождается жесткими условиями управления.


Государство и экономика
Однако присутствие государства в экономике необходимо всегда, иначе оно распадается. Это условие вытекает из действия объективных законов развития симметрий и сложных структур, которые диктуют необходимость наличия единых центров развития. Если государство уступит свои позиции единого центра в экономике, то объективно центры развития возникнут на более низких уровнях. Это может привести к появлению нескольких самостоятельных симметрий категории государства, которые будут развиваться в рамках прежде единой территории развития.


Возможна и обратная ситуация, когда на базе нескольких государств, которые по разным причинам уступили свои позиции в экономике, может возникнуть одно единое государство. Поэтому прежде чем рассматривать вопросы архитектуры управления национальной экономикой, вопросы государственной экономической политики на территории России, необходимо определить, какой объективный период развития симметрий и сложных структур в экономике наблюдается сейчас на ее территории.


Почему развалился СССР
Совершенно ясно, что экономика современной России находится в стадии развития симметрии, роста количества. Этот период должен сопровождаться жесткими условиями управления, жесткой централизованной государственной экономической политикой. Период развития симметрии на территории России начался уже давно. Однако тенденции перехода периода развития качества в рост количества не были вовремя поняты, что и привело вначале к развалу СЭВ. К большому сожалению, процесс развала на этом не остановился. За последние 20 лет, когда объективно возник период развития количества, в управлении экономикой сначала СССР, а затем и России развивались демократические, либеральные тенденции. А в это время требовалось проведение жесткой централизованной государственной политики. Это и привело к развалу СССР. Теперь тенденция распада перешла уже к России. Пока она приостановлена укреплением вертикали власти. Но только пока, поскольку продолжается диктат внешних сил с территории государств, где экономика вступила в этап развития качества и разрушения симметрии. В этих странах уже есть условия для развития демократических и либеральных процессов. Подобный диктат приводит к дальнейшему росту тенденций развала, развитию рынка и либерализации национальной экономики и государственной политики России.


Центры развития
При этом, если период развития либерализма на территории России не приостановится, она станет частью либерального мира, что приведет к расширению его территории. В результате возникнет пространство, свободное для количественного роста, что, в принципе, является синонимом стадии развития симметрии, или стадии развития экономики. Вполне понятно, что это положительные тенденции. Однако чтобы подъем начался, необходимо наличие компетентного центра развития, который примет компетентное решение. Возможно, что само такое решение приведет к созданию центра развития. Необходимо также создание условий, чтобы появились компетентные меры развития, желающие и способные реализовать этот подъем. Иностранные финансовые средства как центры развития для этого, возможно, и найдутся, но вряд ли найдутся действительно компетентные российские меры развития, представленные более низкими уровнями управления или трудовыми ресурсами, которые захотят реально использовать эти финансовые средства в условиях современного глухого противостояния политике олигархов. Таких примеров в экономической истории современной России великое множество. Противостояние на уровне мер развития возрастает, что приводит к созданию на их уровне собственных, возможно, пока еще неосознанных, компетентных центров развития. Нужно отметить, что компетентность центрам развития придает не только уровень управления, на котором эти центры находятся, так как реформы в современной России начались сверху. Компетентность центрам развития может придать и количество участвующих в их создании сторон. Ведь количество – это синоним объективности. Здесь проявляет свое действие один из объективных законов развития симметрий и сложных структур в экономике и финансах, открытый автором этой статьи, – закон объективности компетентной субъективности. Он гласит:


«Компетентные решения, принятые для развития экономики и финансов, а также их компетентное надлежащее или ненадлежащее исполнение становятся объективными центрами развития или центрами застоя в экономике и финансах».


Поэтому часть компетентных центров развития, которые реально существуют на территории современной России, была создана на уровне мер развития, которые, по идее, должны были реализовывать принятые решения в жизнь. Эти центры развития имеют свои собственные цели. В результате на территории России существует несколько компетентных центров развития, и все усилия реформаторов по перестройке экономики и финансов пробуксовывают, поскольку все эти компетентные центры имеют свои собственные цели.


Нужна цель, чтобы не стать обузой
Следовательно, прежде чем рассматривать направления государственной политики и архитектуру управления экономикой современной России, необходимо определить цель ее дальнейшего развития, которая станет единой как для центра, так и для мер развития.


Необходимо выбрать, что нужно – сильная Россия, самостоятельно обеспечивающая процветание народов, проживающих на ее территории, или слабая, раздробленная страна, возможно, разорванная на отдельные государства, которая (или которые) будет развиваться на задворках либерального мира, став для него огромной обузой. Причем обузой Россия станет обязательно, поскольку любой центр развития имеет свой предел полезности, который определяет время и пространство развития симметрии. Россия, в ее сегодняшних границах, все еще остается огромным государством, которое должно иметь свой собственный единый центр развития. При этом просто не существует другого центра развития, кроме президента России, который по должности и по совести должен быть готов нести бремя ответственности за судьбу страны и ее граждан. Сейчас, чтобы остаться единым, сильным государством, России необходим президент как компетентный центр развития, сблизивший позиции всех компетентных сторон, участвующих в развитии ее национальной экономики и национальных финансов.


России нужна собственная экономическая и финансовая политика, в большей степени повернутая внутрь, чем в сторону своих соседей. Их центры развития, как на востоке, так и на западе, уже и так перегружены и заняты собственными проблемами, которые поставил перед ними объективный период распада СЭВ, СССР, империи доллара. Доллар стремится завоевать новые территории, с которых ушла Россия, что должно компенсировать ему потерю территории евро и наметившуюся потерю территории возможного обращения золотого динара и новой единой валюты азиатских тигров во главе с Японией. Восток смотрит на запад, Запад – на восток, а между ними – раздираемая клубком противоречий Россия.


Всегда ли экономика достигает цели?
Вэтой ситуации необходимо учесть, что объективность законов развития симметрий и сложных структур в экономике и финансах диктует действие целого цикла развития, который предусматривает необходимость возникновения центра и мер развития, а также наличие цели развития. Эта цель может быть ясно обозначена, а может быть неосознанной, но объективно существующей. Чем ближе поставленная цель развития экономики к объективно существующей цели – сохранение и совершенствование человеческого рода – тем успешнее экономика продвигается вперед. При этом она всегда достигает ту цель, которую реально преследуют меры развития. Это еще один из объективных законов развития симметрий и сложных структур в экономике и финансах, открытый автором статьи.


Объективная цикличность развития симметрий и сложных структур в экономике и финансах в любом случае будет создавать на территории всех государств мира, независимо от их политической ориентации, периоды расцвета и спада, а также периоды конфронтации, как внутри государства, так и со всем остальным миром. Однако осознанная возможность учесть действие открытых объективных законов для развития экономики и финансов должна быть использована при разработке государственной экономической политики.


Татьяна Кленова