Сбережения по-французски
|

Сбережения по-французски

Сбережения по-французскиНекоторые страны достигли заметных успехов в государственном регулировании социально-экономических процессов. Другие продолжают уповать исключительно на либеральные ценности, призывая и остальных жестко отсекать государство от экономики. Интересен в этом смысле опыт Франции, одной из самых социально ориентированных стран Европы, долгое время использующей в качестве регуляторов различные схемы государственного субсидирования накоплений населения.

«Нефтерубли» нас не задавят, но…

Российская система сберегательного дела находится в стадии трансформации. Население предпочитает вкладывать свои средства в Сберегательный банк. Он хоть де-юре не является государственной собственностью, но де-факто продолжает «подпираться», в случае необходимости, как финансовыми, так и организационными ресурсами ЦБ РФ. В результате здесь концентрируется львиная доля банковских сбережений населения. Такая ситуация, несмотря на принятый закон о гарантировании вкладов и энергичные меры денежных властей, мгновенно измениться не сможет.

Огорчает другое. Предлагаемые Сбербанком процентные ставки по основной массе вкладов ниже инфляции, значит, средства вкладчиков не преумножаются, а наоборот – их покупательная способность тает. Как следствие, одни продолжают хранить деньги дома, другие практикуют теневое кредитование малого бизнеса, третьи стремятся мгновенно превращать получаемые доходы в товары длительного пользования, покупают недвижимость, четвертые – проматывают заработанное за рубежом, поддерживая иностранный туристический бизнес.

За прошлый год значительно возросли и вклады населения в российских банках: суммарно на 46.8%, в том числе в рублях – на 65.6%. Их общий объем на начало года составлял около полутора триллиона рублей. Однако далеко не все из этих стремительно растущих ресурсов могут быть инвестированы в сколько-нибудь долгосрочные проекты, поскольку сами «коротки». Наши люди пока не склонны делать долгосрочные вложения. Слаба, к сожалению, вера россиян в устойчивость экономического роста, отмечаемого последние пять лет. Еще в памяти кризис 1998 г., многие странности которого до сих пор непонятны даже для специалистов. Не умолкают голоса доморощенных кассандр, предрекающих очередной крупномасштабный дефолт и под этот шумок благополучно реализующих собственные интересы. Конечно, наблюдаемый в стране экономический бум не в последнюю очередь обусловлен благоприятной ситуацией на нефтяном рынке, которая, увы, не вечна. Но, теряя реальную ликвидность долларовых накоплений, население постепенно поворачивается лицом к собственной валюте. Качественно меняется денежно-кредитная политика. Редко кто уже назовет рубль «деревянным».

Считаю, что системного финансового кризиса в России не ожидается. Однако избыток «горячей» рублевой массы, прежде всего «нефтерублей», может ускорить развитие некоторых негативных тенденций. Нетрудно заметить, как уже переливаются бензиновыми радугами новые «мыльные пузыри». Темпы роста цен на рынке жилья превысили все мыслимые рекорды, суммарная рентабельность риэлтерских многозвенных цепочек приближается к показателям самого нефтяного бизнеса. Простым гражданам или среднему классу приобретение жилья уже не по карману. Копить для этих целей деньги в Сбербанке невыгодно, а в коммерческих банках – пока еще не вполне надежно. Участвовать в ипотечных проектах у нас тоже мало кто решается: сложны правила, непрозрачны процедуры, накладны условия, непредсказуемы цены.

В России необходимо создать дополнительные механизмы сжатия платежеспособного спроса населения, сформировать экономические предпосылки и стимулы для развития долгосрочных сбережений. Следовало бы отказаться от ряда клише и стереотипов, мешающих использовать весь спектр инструментов и подходов, эффективно применяемых в других странах мира.

Во французской стороне, на другой планете

Практика отдельных стран, например Франции, демонстрирует, как можно решать названные задачи. Французский опыт регулирования сберегательного дела обеспечил не только смягчение проблем социального расслоения общества. В результате государственной поддержки и регламентации этого сегмента кредитного рынка была создана система стимулов, способствовавших вовлечению средств населения в легальный оборот.

Примененные правила игры привели к «удлинению» пассивной части балансов кредитных организаций, направили новые инвестиционные ресурсы в приоритетные социальные программы (прежде всего, в строительство жилья), сформировали неадминистративные механизмы временного замораживания сбережений населения и т.д.

Сумма кратко- и среднесрочных сбережений населения (домашних хозяйств) к началу 2004 г. составляла около 340 млрд. евро (или около 5.7 тыс. евро на каждого француза). Эта группа сбережений, в свою очередь, подразделяется на две части: регламентируемую государством и прочую, условия которой формируются исключительно рыночными механизмами (табл. 1).

Таблица 1. Краткосрочные и среднесрочные сбережения граждан (домашних хозяйств) во Франции на конец 2004 г.

Основную часть кратко- и среднесрочных ресурсов французы держат на регламентируемых государством сберегательных счетах. Доходы по этим сбережениям освобождены от налогов. Все виды депозитов, сгруппированных здесь, имеют особый статус, они предназначены для решения различных социально значимых задач. Для многих покажется странным и несвойственным рыночным принципам, но французское правительство применительно к данным счетам директивно устанавливает процентные ставки и принимает участие в выдаче домохозяйствам кредитов. Главный принцип в отношении данных счетов – поддержание положительной процентной ставки в реальном выражении, то есть с учетом инфляции.

Регламентируемые государством сберегательные счета могут вестись только ограниченной группой уполномоченных кредитных организаций. Это обстоятельство, безусловно, находится под постоянной критикой конкурирующих банков, также желающих принять участие в работе с данными финансовыми инструментами. Однако сломать многолетние традиции не удается, этот рынок остается достаточно монопольным и консервативным. Хотя некоторые элементы либерализации неизбежны, и они действительно отмечаются.

Система преференций и бонусов

Во Франции получили развитие шесть основных типов кратко и среднесрочных вкладов, поддерживаемых и регламентируемых государством. Каждый гражданин может открыть только один счет под каждый из этих вкладов. Некоторые счета могут быть открыты только определенной категорией граждан, например, молодыми людьми, гражданами с низким уровнем жизни и т.д. Эти виды сбережений имеют различные ограничения: по максимальной величине вклада, по способам накопления и снятия средств и др. Помимо положительной процентной ставки и освобождения от налогообложения, по этим вкладам могут предусматриваться и некоторые другие преференции и бонусы.

Во Франции в течение многих десятилетий наиболее популярными являются вложения в т.н. сберегательную книжку А (Livret A). В январе 2004 г. объем средств на таких сберкнижках составлял 112.4 млрд. евро. Эти вклады принимаются и обслуживаются системой сберегательных касс (Caisse d’epargne). Сберкассы имеют привилегированное право на эмиссию книжек А, за счет аккумулируемых средств формируется специальный фонд социального жилищного строительства.

Гражданин Франции может иметь только одну книжку А. Максимальная сумма вклада ограничена 15300 евро (раньше – 100 тыс. франков). К настоящему времени на 60 млн. французов открыто 47 млн. счетов, обеспечивающих движение средств по книжке А. Здесь сконцентрировано около трети всех сбережений населения со сроком хранения менее 2 лет. Чем привлекателен этот вид вклада? Помимо гарантированно позитивной процентной ставки, средства, накопленные на этом счете, могут служить базой для получения в дальнейшем льготного кредита в размере вложенных средств. В этом случае счет блокируется на 4 года, по прошествии которых и может быть получен кредит. Одновременно решаются и некоторые задачи государственной денежно-кредитной политики. Во-первых, таким образом осуществляется временная стерилизация наличных денежных средств. Во-вторых, это «удлиняет» ресурсы, переводя их из среднесрочной группы в долгосрочную. Эти средства направляются на строительство социального (недорогого) жилья.

Гарантированную процентную ставку до окончательного введения евровалюты удавалось фиксировать на довольно продолжительное время. Так, до 1996 г. процентная ставка по сберкнижкам А поддерживалась на уровне 4.5% годовых при средней инфляции около 3% в год. В связи со снижением инфляции процентная ставка по данному финансовому инструменту понижалась, достигнув минимума (2.5%) в период с августа 1999 г. по август 2000 г. Затем на следующие три года ставка фиксировалась на уровне 3%.

Дальнейшие события, обусловившие необходимость более гибкой корректировки процентных ставок по данному виду вклада, связаны с введением евро и теми потерями, которые понесли именно инициаторы введение новой валюты – Германия и Франция. Невнятная денежно-кредитная политика ЕЦБ, выразившаяся в нежелании замечать «чудеса», происходившие с курсом подведомственной валюты, спровоцировала обострение бюджетного дефицита в ряде европейских стран, в том числе и во Франции. К всеобщему изумлению, в 2003 г. наметились трудности с выполнением положений Пакта стабильности, возникла даже угроза штрафных санкций для стран, и без того взявших «на свой баланс» основную тяжесть издержек валютной интеграции со странами-аутсайдерами.

«Это лучше, чем ничего»

Французскому правительству в таких условиях пришлось пойти на непопулярные меры и провести «оптимизацию» процентной политики применительно к регламентируемым сбережениям населения. Поскольку эта система мер должна была затронуть практически все взрослое население, правительство не сразу объявило об инновациях, а предварительно провело разъяснительную кампанию.

Чтобы не спровоцировать серьезных неприятностей, был предложен некоторый компромиссный вариант. Ставки по сберкнижке А с 1 августа 2003 г. (этот летний месяц выбран не случайно – вся Франция дружно уходит на каникулы, и никому не хочется отвлекаться от долгожданных удовольствий) были снижены на 0.75% (с 3% до 2.25%). Учитывая, что за предыдущие 12 месяцев инфляция во Франции составила 1.9%, то реальный процент все равно сохранялся в положительном диапазоне и составил 0.35%.

Иными словами, при сохранении таких же показателей роста потребительских цен вкладчик, имея максимально допустимую сумму по данному виду вклада (15300 евро), не только сохранял ее в реальном выражении, но и получал прибавку покупательной способности вложенных ресурсов в 52.50 евро. «Это лучше, чем ничего», – отметили про себя многие французы, оптимисты по жизни. Однако на прошедших 28 марта 2004 года местных выборах граждане Франции проголосовали за социалистическую партию и, значит, жестко против проводимых нынешним правительством либеральных реформ, в том числе и в сфере сберегательного дела. Нужно обратить внимание еще на одно обстоятельство. Не все французы, имеющие сберкнижки А, вкладываются в них по максимуму. Как показывает статистика, большая часть вкладчиков (75%) разместила здесь сбережения в 10 и более раз меньшего размера, чем это возможно. И правительство Франции попыталось сделать умиротворяющий, но, как оказалось позже – бесполезный маневр. Оно сохранило на высоком уровне (4.25%) процентные ставки по народной сберегательной книжке (LEP), второму по популярности виду регламентируемых государством сбережений.

Этот финансовый инструмент был создан в 1982 г. Он предназначен для групп населения со скромным уровнем доходов – тех, кто вообще не должен платить налоги государству (безработные, в том числе домохозяйки и др.), и тех, кто имеет небольшие доходы и платит соответственно мало налогов (например, на 2003 г. минимальная налоговая планка была установлена в 684 евро в год).

Кстати, французы, потерявшие работу, первые полгода получают 75% прежней заработной платы, затем еще год – по уменьшающейся шкале. Безработные, получающие пособие, налоги не платят, кроме налогов на доходы от ценных бумаг.

Народной сберегательной книжкой могут пользоваться приблизительно две трети французских домашних хозяйств. Максимальная величина вклада составляет 7700 евро (раньше – 50 тыс. франков). При инфляции в 1.9% реальная процентная ставка по данному вкладу составит 2.35% годовых, что по западным меркам достаточно много. Одновременно были снижены процентные ставки по другим видам сбережений, поддерживаемым государством. Они были приравнены, как правило, к ставкам сберкнижки А. Это относится и к счетам на развитие индустрии, и к голубым книжкам, и к счетам жилищных сбережений. Все перечисленные виды сбережений также освобождены от налогообложения, имеют свои условия приема, хранения и назначения вклада, но одинаковую базовую процентную ставку – 2.25%. За последнее время несколько трансформировались условия вложения средств в молодежные сберкнижки, которые предназначены для вкладчиков в возрасте от 12 до 25 лет. Здесь определена максимальная величина вклада в 1600 евро, минимальная процентная ставка – 2.25% годовых. На практике эти книжки разрешается вести нескольким банкам, которые предлагают вкладчикам даже более выгодные условия. В частности, крупные французские банки BNP Paribas и Credit Lyonnais предлагают ставки по этим финансовым инструментам в 4.0%.

«Жилищные планы»

Во Франции достаточно развитая банковская система, и перечисленными выше инструментами работа со средствами населения (домашних хозяйств) не ограничивается. Все возрастающей популярностью пользуются депозиты на срок более 2 лет. Среди этих долгосрочных накоплений выделяются т.н. планы сбережений на приобретение жилья, или кратко – «жилищные планы» (PEL). Здесь к началу 2004 г. было аккумулировано более 200 млрд. евро. Жилищные планы граждан также субсидируются государством, по ним устанавливается гарантированная процентная ставка. Этот вид сбережений населения имеет следующие особенности. Он является накопительным, должен постоянно пополняться на определенную сумму, им можно пользоваться не более 10 лет. Максимальная величина вклада составляла 400 тыс. франков (сейчас – 61200 евро). Если вся названная сумма вносится на счет менее чем за 4 года, тогда государство выплачивает дополнительную премию в размере 2.5%. Для получения права на кредит средства на этом счете должны блокироваться на 4 года. Процентная ставка на «жилищные планы» в августе прошлого года была понижена с 4.5% до 3.5%. Но при этом новая процентная ставка оказалась заметно выше, чем по сберкнижке А (2.25%). Так правительство «пригласило» граждан к переводу средств в более «длинный» финансовый инструмент.

После внесения средств на «жилищный план» в необходимых гражданину объемах и их блокировки ставка фиксируется и изменению за весь срок хранения не подлежит. По истечении срока хранения (4 лет) вкладчик получает право на льготный кредит в размере вклада. Процентную ставку, под которую будет выдаваться кредит, также устанавливает государство. Разница между рыночной и фактической ценой кредита компенсируется из бюджетных средств. Аккумулируемые гражданином, таким образом, суммарные объемы средств позволяют реально приобрести солидную недвижимость, особенно если речь не идет о Париже.

Реформой, которую было вынуждено провести правительство Франции, изменены процентные ставки по всем видам сбережений, регламентируемым государством (кроме, как было показано, народной сберегательной книжки). Еще более принципиальным стало следующее. Начиная с лета текущего года для пересмотра процентной политики в отношении накоплений, регламентируемых государством, уже не нужно будет политическое решение. Внедряется механизм автоматического (раз в полгода) пересмотра процентных ставок по сберкнижке А, к которым будут приравниваться (или привязываться по определенному принципу) ставки всех остальных видов сбережений рассматриваемой группы (кроме народных сберегательных книжек). Процентная ставка по сберкнижке А будет рассчитываться как средняя арифметическая величина от суммы инфляции и краткосрочной ставки денежного рынка, увеличенная на 0.25 пункта.

Таким образом, после создания Экономического и валютного союза и потери определенной части денежного суверенитета французским властям пришлось несколько скорректировать правила игры на внутреннем кредитном рынке. Но все же создаваемая десятилетиями собственная национальная система сбережений населения с выраженной социальной доминантой сохранена и не потеряла своего значения. Она опирается на активное государственное регулирование и поддержку социальных процессов, чем так сильны и некоторые другие страны Европы. Как известно, домашние хозяйства в развитых капиталистических государствах формируют определяющую часть инвестиционных ресурсов. Показанные выше механизмы далеко не исчерпывают всех источников финансовых ресурсов населения, и прежде всего долгосрочных, вовлекаемых в экономический оборот. Достаточно сказать, что по линии страхования жизни привлеченные к началу 2004 г. на финансовый рынок Франции ресурсы превысили 800 млрд. евро. Кроме этого, уже более двадцати лет граждане лично или при посредничестве паевых инвестиционных фондов имеют возможность работать с ценными бумагами самых различных эмитентов, вкладывая средства в реальный сектор экономики и диверсифицируя этим свои вложения.

Впрок ли нам чужая мудрость

Руководство нашей страны определило приоритеты развития российского общества, основными из которых являются борьба с бедностью и достижение социального равенства. Однако России, как мне представляется, придется пройти слишком долгий путь для решения этих задач, если не будет применен позитивный опыт благополучных стран, сумевших реально поставить государственные институты на службу человеку и достичь заметных успехов в разрешении проблем социальной справедливости. Как показывает описанный опыт Франции, в этом деле может быть эффективно задействована и банковская система.

Для России в настоящее время актуально и снижение инфляции, в первую очередь той ее части, которая сформировалась в связи с бумом на мировом рынке энергоресурсов. Населению, в том числе не занятому напрямую в газонефтяном бизнесе, уже несколько лет поступает большой объем «непланируемых» денег, что затрудняет управление инфляционными процессами со стороны ЦБ РФ и правительства России. Задача – связать эти средства, ограничить платежеспособный спрос населения, отложить его на более благоприятное время.

Конечно, потребуется предварительная организационно-методическая работа. Нужно будет создавать реально действующий механизм управления и контроля, на конкурсной основе выбрать банки, имеющие филиальную сеть, эффективный менеджмент и т.п. С этой целью можно было бы использовать французский опыт государственной регламентации и поддержки отдельных видов вкладов населения, методику и практику трансформации сбережений в капитальные вложения, обеспечивающие строительство социального жилья.

2004

Аркадий Белов