Секреты исламского банкинга
|

Секреты исламского банкинга

Чем отличаются исламские банки от традиционных банковских систем? Какие процессы сегодня влияют на политику этих банков? В статье анализируются принципы действия финансовых механизмов, основанных на исламском мировоззрении.

По законам шариата

Большинство специалистов в сфере финансов имеют весьма расплывчатые представления о таком понятии, как «исламские банки». Многие с трудом понимают специфику исламского бизнеса, что становится камнем преткновения при общении с деловыми партнерами. Зачастую в представлении обывателей исламский банк выглядит, как нечто из средневековой архаики или как финансовая база террористов. Современный исламский банк – это современный финансовый институт, удовлетворяющий запросам клиентов и обеспечивающий рост доходов акционеров. Естественно, что экономика по своей сути не может быть исламской, христианской или буддистской. Эти варианты отличаются друг от друга лишь моральными кодексами, в основе которых лежит то или иное вероучение. Но отпечаток конфессионального подхода отражается на механизмах ведения бизнеса в тех или иных странах. Главной особенностью исламских банков является то, что они не привлекают депозиты и не выдают кредиты под проценты. Согласно нормам исламской этики, праведно лишь то богатство, источником которого являются собственный труд и предпринимательские усилия его владельца, а также наследство или дар. Кроме того, прибыль является вознаграждением за риск, сопутствующий любому деловому предприятию.

Путь к успеху

Впервые исламские банки, действующие на основе исламского законодательства, ограничивающего размер прибыли, начали создаваться четверть века назад. Но еще в 1963 г. по инициативе экономиста Ахмада альНаджара в египетском городке Мит Гамр был создан банк, который приступил к операциям по сбережению и накоплению средств физических лиц, а также к инвестированию доли накопленных ресурсов на условиях, исключающих ростовщичество, без процентов по денежным операциям, но с участием в прибыли от проведенных сделок. Основное направление работы банка заключалось в привлечении средств мелких вкладчиков и образовании капитала, используемого на цели, соответствующие принципам шариата. К сожалению, на волне борьбы с исламскими радикальными организациями банк в 1967 году был закрыт. Даже после неудач в создании исламских банков, постигших его в Египте, Ахмад аль-Наджар верил, что финансовые институты, созданные по принципу единой веры, могут рассчитывать на успех. Из Египта он переехал в Саудовскую Аравию и продолжил заниматься проблемами исламской экономики. В начале 70-х годов пошли вверх цены на нефть, главными поставщиками которой на мировой рынок были страны Персидского залива. Валютные резервы стран Ближнего Востока увеличились в среднем в 5 раз, назрела необходимость создания новой финансовой структуры, отличающейся от мировой банковской практики, основанной на исламской этике и принципах.

Идеи Ахмада аль-Наджара дождались своего воплощения. В Джидде (Саудовская Аравия) в 1975 г. организация «Исламская конференция» объявила о создании Исламского банка развития (ИБР). Это дало толчок к открытию национальных исламских банков в арабских странах: в ОАЭ (Dubai Islamic Bank, 1975 г.), Египте (Faisal Islamic Bank, 1977 г.), Судане (Faisal Islamic Bank, 1977 г.), Бахрейне (Bahrain Islamic Bank, 1979 г.). Изменилось и отношение финансовых кругов к этим банкам. В период зарождения исламские банки считали не более чем пропагандой ислама. Многие аналитики предрекали их скорый крах. Сегодня стало ясно, что исламские банки – это серьезный коммерческий проект. О популярности подобных банков говорит только один факт: в первый день открытия банка в Кувейте в него перевели с депозитов коммерческих банков $140 миллионов.

Незанятая ниша

В настоящее время во всем мире существует около 200 исламских банковских учреждений – не только в странах Арабского Востока и Африки, но и в Австралии, Канаде, России, Шри-Ланке, Великобритании, США и др. Весьма показательная тенденция: в последнее время к услугам исламских банков все чаще прибегают не только мусульмане, но и крупные западные фирмы (IBM, General Motors, Daewoo), а ведущие западные банки открывают у себя исламские подразделения. Среди них: Deutsche Bank, IAG, ABN Amro, Citibank, Hong Kong&Shanghai Banking Corporation, Chase Manhattan, JP Morgan и другие).

Общая сумма капитала исламских банков еще в 1997 г. составила около $7.3 млрд., величина совокупных активов – $148 млрд. По оценкам банковского рейтингового агентства Capital Intelligence, совокупная величина активов исламских банков превысила $190 млрд. Динамика развития многих исламских банков, особенно в последние годы, поражает воображение. О том, что у них большое будущее, свидетельствуют ежегодные темпы роста – 10-15%. На фоне, бесспорно, положительной динамики, охватившей исламские банки, тем не менее, трудно говорить об их особой конкурентоспособности. Высокие показатели роста свидетельствуют лишь о том, что существует большая, до сих пор не занятая ниша на рынке банковских услуг, в которой исламским банкам оказаться гораздо проще, чем западным: клиенты, исповедывающие ислам, следуют всем его предписаниям, в том числе и в финансовой сфере.

Мудараба, мурабаха и другие…

Большинство операций западных коммерческих банков можно разделить на две большие группы. Первая – кредитные операции (привлечение средств, главным образом в виде вкладов, займы у других финансовых организаций, выдача ссуд или покупка ценных бумаг). Ко второй группе относятся такие операции, которые банк по поручению клиента осуществляет за комиссионное вознаграждение (денежные переводы, аккредитивные операции, обмен валюты). Большая часть прибыли западного банка – это доход от разницы между процентной ставкой, по которой он привлекает займы, и ставкой, по которой он выдает кредиты; это прибыль от операций на финансовом рынке с ценными бумагами и валютой и доход от комиссионных выплат клиентов. В исламской банковской системе деятельность должна соответствовать канонам шариата. При этом разные школы по-своему трактуют одни и те же положения ислама, в результате чего деятельность одних исламских банков может отличаться от деятельности других. Тем не менее, существуют общие принципы: целый ряд операций является одинаковым для всех исламских банков. Главный принцип – беспроцентное кредитование. Запрет на риба (ростовщичество, выплата и получение процентов, дача денег под проценты) и гарар (намеренный риск, выходящий за рамки неизбежной случайности) – основа исламской банковской системы. Таким образом, банки, действующие на исламских принципах, не имеют одного из основных источников прибыли обычных коммерческих банков (разница между процентом по выданным ссудам и процентом по привлеченным средствам). Основной источник получения дохода для исламских банков состоит как раз из других операций, не противоречащих шариату. Мушарака – совместная реализация проекта силами банка и предпринимателя. В рамках этой операции банк кредитует определенный проект. Фактически речь идет о специфическом виде проектного финансирования. Корни этих операций уходят в караванную торговлю, когда одни купцы предоставляли товар, другие доставляли его до места назначения и продавали. При мушараке банк осуществляет финансирование, не связанное с взиманием определенного процента, а участвует в полученной прибыли. Распределение прибыли осуществляется следующим образом: определенная доля выделяется партнеру в оплату за его труд, управленческий опыт или иное участие в сделке или проекте. Оставшаяся часть распределяется между партнером и банком, предоставившим финансирование, в соотношении, пропорциональном вкладу каждого участника в совокупные расходы по проекту. При убытках потери распределяются пропорционально участию в финансировании.

В системе мушарака капитал должен предоставляться обеими сторонами, при этом равенство вложенных средств не обусловливается. Не возбраняется консолидация денег партнеров в единый капитал. В соответствии с традицией, доля каждого партнера в количественных категориях не определяется, но устанавливается в процентном соотношении. По характеру используемого капитала мушарака может быть текущей, т.е. иметь целью краткосрочный инвестиционный проект. В зависимости от сроков финансирования мушарака делится на перманентную и временную, а в зависимости от размера привлекаемых банком средств и их распределения во времени она может быть пролонгированной или регрессирующей (убывающей).

Мудараба – договор, согласно которому клиент банка передает деньги банку для последующего вложения этих денег в определенный проект или вид деятельности. Прибыль, полученная в ходе реализации проекта, делится в оговоренной пропорции. Эта операция представляет собой аналог пассивной банковской операции – привлечение денег. Исламская уникальность в том, что клиент знает, куда идут его деньги. Банк не может вкладывать деньги в некоторые запрещенные виды деятельности: производство и продажу алкоголя, организацию игорных домов и домов терпимости. Также мудараба исключает получение процентов в чистом виде. В рамках договора мудараба функции партнеров четко разделены. Владелец капитала ограничивается его предоставлением и не принимает участия в производственной деятельности, которая целиком возлагается на пользователя денежными средствами. При этом финансист должен создать своему партнеру благоприятные условия для пользования капиталом, обеспечив нормальный доступ к денежным ресурсам.

Мурабаха – финансирование коммерческих операций, разновидность договора купли-продажи. Банк приобретает определенный товар с целью перепродажи. Такая деятельность не противоречит шариату, поскольку торговля предполагает определенное личное участие и усилия. Банк берет на себя организацию продаж, хранение, перевозку и т.д. К примеру, банк приобретает от своего имени и за свой счет товар по заказу клиента. При этом банк принимает на себя весь риск торговой операции. В последующем банк перепродает товар клиенту по цене, которая включает в себя оговоренную в договоре наценку. Эта наценка и становится доходом банка. К другим операциям, характерным только для исламского банкинга, относятся:
– иджар – долгосрочная аренда, аналог лизинговой операции;
– салям – авансовое финансирование, преимущественно в аграрном секторе, схожее с договором контрактации;
– иджар ва-иктина – соглашение, в соответствии с которым клиент получает право выкупить ранее взятые в аренду оборудование, сооружения производственного назначения;
– закат – обязательный налог (2.5%), в соответствии с Кораном взимаемый с имущества состоятельных мусульман и направляемый на обеспечение бедных, неимущих слоев мусульманского общества, обеспечение проектов улучшения быта и общественных работ;
– кард-аль-хасан – беспроцентная ссуда. Банк предоставляет лицу или организации беспроцентную ссуду, возвращаемую в оговоренный срок. Банк может выделить беспроцентную ссуду правительству или организации для осуществления общественных проектов (строительство заводов, фабрик, дорог, жизненно важных объектов);
– бей-би-силаа – форвардная сделка, при которой покупатель платит частично авансом за товары.

Кредитно-ссудная и операционная деятельность исламских банков, естественно, не ограничивается приведенными выше формами и механизмами.

Победа традиций

Так как основная часть исламских банков базируется в государствах, придерживающихся западных форм организации в экономике, банковские учреждения, исповедующие в своих национальных финансовых схемах исламские традиции, занимают обособленное положение. В Пакистане исламизация банковской системы и экономики в целом началась в конце 70-х годов, когда правительство озвучило трехлетний план по упразднению ссудного процента и введению новых принципов работы национальных банков. Центробанк Пакистана также разрешил займы (кард-аль-хасан), финансирование торговых сделок (мурабаха) и инвестиционное финансирование (мудараба, мушарака). В 1985 году банки вновь получили возможность вкладывать свои непроцентные пассивы в процентные бумаги правительства.

В Судане аналогичные процессы начались сразу после переворота 1989 г. Функции контроля и наблюдения за исполнением в банковской системе традиций ислама были возложены на высший совет шариатского надзора. Процентные трансакции практикуются в Судане лишь в отношениях между государством и банками. В Исламской Республике Иран еще в 1963 г. началось усиление контроля за деятельностью банков: центральному банку было разрешено контролировать условия открытия кредитов частным лицам, а вскоре был поставлен вопрос об обязательной стабилизации процентных ставок и введены ограничения по кредитам. В июне 1979 г. были национализированы кредитные институты. Полный же возврат к беспроцентным банковским операциям произошел в марте 1984 г., когда вступил в действие закон о банковской деятельности. Частные банки были национализированы и объединены в 11 учреждений. Держателям счетов в Иране гарантируется сохранность депонированных средств, но сами счета являются бездоходными. Процент остался только в виде денежных или натуральных «призов», которыми банк может стимулировать клиентов. Процентные трансакции используются весьма широко в операциях между банками и правительством, кроме того, в Иране широко распространена вековая традиция ростовщичества, которым заняты крупные коммерсанты (базари).

Среди банковских операций наибольшее распространение в Иране получил контракт Instalment Sales (продажа в рассрочку), на который приходится более половины всех операций. Банк уполномочен покупать сырье и материалы, оборудование и другие необходимые для производства основные и оборотные средства и продавать их в рассрочку заемщикам на краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной основах. Инициатива продажи и покупки принадлежит производителю и покупателю, для банка эта операция является финансовой. Банки несут не только кредитные, но и бизнес-риски. В целях снижения предпринимательских рисков клиенты обязаны допускать на свои предприятия работников банка, которые оценивают использование купленных в рассрочку товаров.

Взгляд в будущее

Сегодня исламские банки выполняют практически все традиционные банковские операции – депозитные, кредитные, аккредитивные, учет и переучет векселей, другие расчетные и платежные операции, инвестируют средства в промышленность, сельскохозяйственный сектор, кредитуют торговлю, сферу услуг, финансируют социальные проекты. Специалисты говорят о том, что в скором будущем исламские банки потеснят позиции западных банковских структур в арабских странах. Это создаст объективные условия для более интенсивного перенесения основ исламского банкинга на другие регионы исламского мира, а затем за его пределы. За последние несколько лет по некоторым показателям исламские банки даже смогли обогнать классические финансово-кредитные институты. Этому есть два объяснения. Во-первых, исламские банки накапливают опыт работы, в том числе и с западными партнерами. Во-вторых, роль играет и нравственная сторона. Для мусульманина очень важно знать, что его деньги используются на богоугодные дела. Именно такую гарантию и дает исламский банк. В конце 2000 г. ведущие банкиры ряда мусульманских стран приняли решение о создании Исламского финансового рынка (который мог бы мобилизовать капиталы общим объемом в $190 млрд.), призванного обслуживать исламские банки и инвестиционные фонды. С укреплением позиций такого финансового гиганта можно было бы ожидать перетока на Восток колоссальных активов исламских стран, размещенных в западной финансовой системе и оцениваемых в $1 триллион.

Август 2003

Александр Потапов