Теракты в США: кто и сколько на этом потерял?
|

Теракты в США: кто и сколько на этом потерял?

Потери, понесенные американской и всей мировой экономикой в результате террористических актов в Нью-Йорке и Вашингтоне, трудно оценить в цифрах. О прямых или косвенных убытках и ухудшении финансовых показателей вследствие терактов объявили компании из разных, не связанных между собой напрямую, сфер деятельности – такие, как Ford, General Electric, Citigroup, American Express и многие другие.

Есть и другие потери

Кроме человеческих жизней, миллиардных убытков от прямого ущерба, падения фондовых индексов, есть и другие потери, с первого раза не так бросающиеся в глаза. На фоне наметившейся рецессии события 11 сентября и последовавшие за ними ответные удары по Афганистану в долгосрочной перспективе могут стать отправной точкой на пути перехода США к экономике совершенно нового типа.

В случае начала глобальной войны западных стран с мировым терроризмом неизбежно изменение условий ведения бизнеса и в самих США. Уже сейчас заметно расширены функции и полномочия американских органов правопорядка, создана новая структура – Совет внутренней безопасности, координирующий работу спецслужб в борьбе с терроризмом.

Тотальное проникновение государства в различные сферы жизни американцев грозит экономике США утратой, возможно, самого главного конкурентного преимущества – ее открытости для внешнего мира.

Однако изложенное выше относится, скорее, к теоретическим измышлениям. Пока же лучше проанализировать, интересы каких отраслей были затронуты самым непосредственным образом.

К числу пострадавших от атак террористов в наибольшей степени аналитики относят, прежде всего, компании, работающие в секторах страхования и авиаперевозок.

Страхование

В день 17 сентября, когда были возобновлены торги на американском фондовом рынке, страховой индекс Standard & Poor’s упал на 4.8%, опустившись до 14-месячного минимума. Согласно оценкам специалистов, суммарные страховые выплаты могут составить от $15 до $40 миллиардов.

Таким образом, разрушение Всемирного торгового центра станет для страховых компаний самым дорогим страховым событием за всю историю. До этого самым грандиозным по масштабам был печально известный ураган Эндрю, пронесшийся над США в 1992 году. Тогда страховые компании выплатили в общей сложности $20 миллиардов.

Через день после взрывов руководство American International Group (AIG), крупнейшей по рыночной капитализации страховой компании, заявило, что, по предварительным оценкам, убытки компании от терактов в США могут составить $500 млн. “Однако AIG – самая большая страховая компания в мире с активами, превышающими $400 млрд. Наш бизнес хорошо диверсифицирован как по видам страхования, так и географически. Убытки, понесенные компанией в результате трагедии, не повлияют на ее финансовую устойчивость”, – заверил инвесторов председатель правления AIG Морис Гринберг (Maurice Greenberg).  Он также предупредил, что, несмотря на то, что на компанию приходится лишь незначительная доля общего объема страхового возмещения, связанного непосредственно с разрушением ВТЦ, AIG имеет обязательства перед многими страховыми компаниями по договорам перестрахования, а потому окончательный размер выплат может впоследствии значительно вырасти. И действительно, менее чем через месяц в AIG были вынуждены пересмотреть свои прогнозы относительно величины страховых выплат с $500 млн. до $800 миллионов.

14 сентября в AIG было принято решение об обратном выкупе 40 млн. собственных акций дополнительно к программе выкупа 10 млн. акций, одобренной в начале сентября. Американские компании часто прибегают к подобному приему, когда хотят поддержать падающий курс своих акций. Акции AIG за неделю с 17 по 21 сентября упали на 9.7% (рис. 1), но вскоре им удалось не только отыграть назад, но и заметно подрасти в цене (в течение следующих трех недель прирост составил почти 25%), поэтому совет директоров компании отменил свое первоначальное решение о расширении программы обратного выкупа акций.

Динамика курса акций страховых компаний

В конце октября были объявлены результаты работы компании в III квартале. По сравнению с предыдущим годом выручка увеличилась на 12.9% и составила $15.7 млрд. Из-за крупных убытков, понесенных компанией вследствие терактов, чистая прибыль снизилась на 80.8% и составила $326.8 млн., или 12 центов на акцию. Годом ранее AIG получила прибыль в размере $1.7 млрд., или $0.65 на акцию.

Без учета убытков от терактов и расходов, связанных с реструктуризацией и приобретением в III квартале страховой компании American General за $23 млрд., прибыль AIG составила $1.92 млрд., или $0.72 на акцию, превысив аналогичный показатель 2000 года на 14.1%.

На пресс-конференции, посвященной итогам III квартала, Морис Гринберг отметил, что атаки террористов оказали огромное влияние на сектор страхования.  Значительно вырос спрос на услуги имущественного страхования и страхования от несчастных случаев, причем как со стороны бизнеса, так и отдельных граждан. По его мнению, в ближайшее время следует ждать роста цен на страховые услуги, так как емкость страхового рынка ограничена, и он может оказаться не в состоянии удовлетворить возросший спрос на качественные страховые услуги.

Другой лидер американского страхового рынка, компания Berkshire Hathaway, принадлежащая известному финансисту миллиардеру Уоррену Баффетту (Warren Buffett), заявила, что величина убытков, причиненных ей действиями террористов, составит около $2.2 млрд., или 3-5% от общего ущерба, оцениваемого специалистами компании в $44 млрд.  Пока это самая большая сумма страховых выплат, приходящаяся на одну страховую компанию.  Холдинговая компания Chubb Corp., специализирующаяся на предоставлении услуг в области имущественного страхования и страхования от несчастных случаев, ожидает, что ее убытки в результате событий 11 сентября составят $500-600 млн. до налогообложения, что эквивалентно чистым убыткам $1.85-2.25 на акцию. Прогнозы по конечным результатам текущего финансового года были скорректированы в сторону уменьшения до диапазона $1.60-2.35 чистой прибыли на акцию.

Председатель правления и главный исполнительный директор Chubb Дин О’Хара (Dean R.  O’Hare) в своем выступлении перед Конгрессом высказал уверенность в том, что страховой сектор находится в хорошей форме, и страховые компании в состоянии обеспечить полное покрытие ущерба от терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Однако он предостерег, что еще одна катастрофа, сходная по масштабам разрушений с событиями 11 сентября, поставит вопрос о платежеспособности отрасли.

Дин О’Хара считает, что бремя большей части страховых выплат ляжет на крупнейшие перестраховочные компании, через которые распределяются крупные страховые риски. Так, две крупнейшие перестраховочные компании мира, немецкая Munich Re и швейцарская Swiss Re, были вынуждены удвоить свои первоначальные оценки относительно будущих выплат по договорам перестрахования, подняв их до уровня $3.2 млрд.

“К сожалению, – добавил г-н О’Хара, – очевидно, что как только срок действия существующих договоров перестрахования истечет, они будут возобновлены только при условии исключения рисков, связанных с угрозой терроризма, и мы не сможем предоставить нашим клиентам необходимую им страховую защиту”.

Он также призвал Конгресс к содействию в формировании некоего страхового пула наподобие того, что был создан в Великобритании после очередного обострения ситуации в Северной Ирландии и возросшей в связи с этим вероятности терактов со стороны боевиков Ирландской республиканской армии.

Сразу после событий 11 сентября встал вопрос о возможности вступления в действие так называемого “военного пункта”. Дело в том, что во многих договорах страхования оговаривается, что страховая компания не несет ответственности перед клиентом в случае, если страховое событие наступило в результате военных действий.  19 сентября Wall Street Journal, со ссылкой на официальный источник, сообщил, что страховая компания ACE Limited, возможно, будет настаивать на вступление в силу данного пункта. Были процитированы слова представителя компании о том, что по этому поводу еще слишком рано говорить что-то определенное. Это резко контрастировало с позицией других страховых компаний, которые поспешили уведомить своих клиентов о том, что все страховые требования будут удовлетворены в срок и в полном объеме. В результате курс акций ACE за несколько дней обвалился более чем на 30%.  Руководство ACE заявило о том, что на ближайшее время компания отказывается от страхования ущерба, нанесенного в результате террористических актов, поскольку, по словам главы компании Брайана Дюперро (Brian Duperreault), после событий 11 сентября уже невозможно более-менее точно оценить вероятность таких рисков и их величину.  Чистые убытки компании в III квартале составили $442.6 млн., или $1.95 на акцию. В аналогичном периоде прошлого года компания получила прибыль $140.8 млн., или $0.58 на акцию. Главной причиной отрицательных финансовых результатов стали убытки компании от терактов в размере $560 млн. По мнению г-на Дюперро, на рынке ожидается заметный всплеск спроса на страховые услуги. Поэтому для пополнения финансовых резервов компании было решено разместить на открытом рынке 26.8 млн. акций ACE на общую сумму около $980 миллионов.  Немецкий страховой гигант Allianz AG подсчитал, что его убытки от взрывов в США могут составить более 1 млрд. евро ($927 млн.), то есть на 300 млн. евро больше своих же первоначальных оценок. В связи с этим Allianz понизил свои прогнозы по прибыли в 2001 году до 1.7 млрд. евро.  Всего же из-за событий 11 сентября чистая прибыль Allianz в текущем году сократится на 38.6%, а по сравнению с прошлым годом, когда прибыль Allianz составила 2.4 млрд. евро – на 29%.

Английская страховая группа Lloyd’s, крупнейшая в мире организация страховых брокеров, сообщила, что общая величина страховых выплат в результате событий 11 сентября составит 1.3 млрд.  фунтов (более $1.9 млрд.), а убытки в 2000 финансовом году1 намного превысят предварительно объявленные 700 млн. фунтов. Однако, по словам председателя правления Lloyd’s Сакса Райли (Sax Riley), благодаря проведенной в последние годы серьезной реструктуризации, направленной на увеличение капитала компании и повышение ее финансовой устойчивости, сегодня его компания имеет возможность выдержать катастрофу такого масштаба без серьезных последствий.  Финансовый директор Lloyd’s Эндрю Мосс (Andrew Moss) ожидает, что страховые премии вырастут в среднем на 20-30%. “Рост страховых тарифов, который мы наблюдаем на рынке, позволяет надеяться, что в следующем году мы получим значительную прибыль”, – сказал он.

Так же, как и глава Chubb, г-н Райли считает, что в целом страховые компании находятся в неплохой форме и способны пережить последствия терактов в США без особых потерь. Их мнение полностью поддерживает аналитик инвестиционного банка HSBC Securities Джоанна Парсонс (Joanna Parsons). Она полагает, что отрасль в состоянии “переварить” такие убытки.

Авиакомпании

Использование для терактов самолетов, принадлежащих двум американским авиакомпаниям, – American Airlines и United Airlines – в первые дни привело к паническому страху американцев перед перелетами, обвальному падению спроса на услуги авиакомпаний, снижению загруженности линий и, соответственно, к падению курса акций крупнейших авиакомпаний на 50-60% (рис. 2).

Динамика курса акций крупнеших американских авиакомпаний

С начала года авиационный индекс AMEX (XAL), рассчитываемый на основе курсов акций авиакомпаний, упал почти на 59%.

Практически все авиакомпании были вынуждены отменить большинство рейсов и объявить о готовящихся сокращениях персонала. Кризис в отрасли, длящийся уже не первый год и связанный со снижением спроса и общим ростом издержек в секторе авиаперевозок, вышел на новый виток. Как выразился главный исполнительный директор American Airlines Дон Карти (Don Carty), “события 11 сентября навсегда изменили нашу страну, нашу отрасль и нашу компанию”.

По расчетам аналитика Salomon Smith Barney Брайана Харриса (Brian Harris), убытки авиакомпаний в этом году могут составить порядка $6 млрд. Он считает, что в четвертом квартале не следует ждать каких-то заметных улучшений, что потребуется минимум полгода, прежде чем станет понятно, какие авиакомпании выживут, а какие нет.

Другой специалист в этой области, аналитик UBS Warburg Сэмюэл Баттрик (Samuel Buttrick), оценивает убытки отрасли в текущем году на уровне $5.6 млрд., а в следующем – $2.4 млрд. Тем не менее, он продолжает утверждать, что акции большинства крупных авиакомпаний, за исключением US Airways, которая находится на грани банкротства, недооценены и имеют потенциал двукратного роста в ближайшие полтора-два года.  Однако не только US Airways находится в столь плачевном состоянии. Как признаются в некоторых компаниях, если бы не финансовая помощь со стороны государства, они также попали бы в очень затруднительное положение.  В III квартале авиакомпании получили из бюджета первые субсидии от общего пакета прямой финансовой помощи в $5 млрд., который был одобрен Сенатом и Конгрессом. Еще $10 млрд. будут предоставлены в качестве государственных гарантий по кредитам для поддержания ликвидности авиакомпаний на фоне падающих объемов перевозок. Вследствие снижения объемов перевозок на 20%, American Airlines уже 19 сентября объявила о сокращении 20 тыс. рабочих мест, или почти 15% общей численности работников компании.

В своем обращении к служащим компании глава American Airlines Дон Карти (Don Carty) признался, что компания находится в критическом состоянии, и, несмотря на то, что для него это “самое трудное решение за 20 лет работы в фирме”, увольнения – одна из необходимых мер для удержания компании на плаву. Среди других антикризисных шагов называются снижение цен на авиабилеты и добровольный отказ руководящего звена компании от вознаграждений и компенсационных выплат по итогам 2001 года.

В III квартале убытки American Airlines, без учета $397 млн. разовых статей затрат и специального стабилизационного кредита правительства в размере $508 млн., составили рекордные за всю историю компании $525 млн., или $3.40 на акцию.

В один день с American Airlines другая американская авиакомпания United Airlines также объявила о 20%-ном падении спроса на авиаперевозки и планах по сокращению персонала компании на 20 тыс. человек, или почти на пятую часть от общей численности работников. При этом главный исполнительный директор UAL Corp., материнской компании United Airlines, Джеймс Гудвин (James Goodwin) заявил, что если компания не сможет переломить ситуацию, то в следующем году она окажется на грани банкротства.  Профсоюз потребовал его отставки, обвинив Гудвина в нагнетании обстановки с целью получения дополнительной помощи от государства и шантаже профсоюза в процессе переговоров о снижении заработной платы работников компании.

После того, как Джеймс Гудвин пришел на пост главы компании в марте 1999 г., компанию все время преследовали неудачи. За период его руководства курс акций UAL снизился с $73.50 до $13 за акцию, или более чем на 80%. Только за этот год акции компании подешевели более чем не две трети. Сорвалась сделка по слиянию UAL с другой американской авиакомпанией – US Airways. Убытки United Airlines в I полугодии составили $700 млн. Компания имеет самый высокий уровень издержек в расчете на одного пассажира среди всех крупных национальных авиакомпаний США. Наконец, в этом году United Airlines уступила место крупнейшего авиаперевозчика своему главному конкуренту – American Airlines.

Чистые убытки United Airlines в III квартале составили $1.16 млрд., или $21.43 на акцию. Это самые крупные убытки за всю 75-летнюю историю компании. По сравнению с прошлым годом убытки компании выросли в 10 раз! Без учета единовременных расходов убытки составили $542 млн., или $10.05 на акцию. Квартальная выручка сократилась на 16%, с $4.91 млрд. до $4.11 млрд. Главной причиной ухудшения финансовых показателей называются кризис в секторе авиаперевозок и общий спад в экономике США. По итогам года ожидается, что убытки UAL составят $2.6 миллиарда.

В конце октября стало известно о том, что единогласным решением своих коллег на пост главы компании был назначен Джон Крейтон (John W. Creighton), один из членов совета директоров компании.  В качестве своей первоочередной задачи он назвал улучшение финансового состояния и возврат компании в зону прибыльности.  Третья по величине авиакомпания США – Delta Air Lines – сообщила о грядущем сокращении численности персонала на 13 тыс.  человек в связи с тяжелой финансовой ситуацией и резким падением спроса на пассажирские авиаперевозки. “Эти крайние меры абсолютно необходимы, если мы хотим восстановить позиции нашей компании в отрасли, жизненно важной для всей американской нации”, – несколько высокопарно заявил по этому поводу глава Delta Лео Маллин (Leo F. Mullin).  План реструктуризации включает в себя также реформирование сети офисов по продаже авиабилетов и центров по бронированию мест, замораживание всех программ найма новых сотрудников и сокращение текущих и капитальных затрат, в том числе затрат на оплату труда.

Delta Air Lines закончила III квартал с убытками $295 млн., или $2.43 на акцию. Год назад компания получила чистую прибыль $273 млн., или $2.08 на акцию. С учетом внеплановых доходов и расходов чистые убытки Delta составили $259 млн. Усредненные прогнозы аналитиков, опрошенных агентством Thomson Financial/First Call, предполагали убытки в размере $2.70 на акцию.

Выручка компании за квартал сократилась на 22%, с $4.35 млрд.  в 2000 г. до $3.4 млрд. В том числе, по оценкам Delta, снижение выручки в результате терактов в США составило около $400 млн., или более 40% от общего снижения выручки. Загруженность рейсов, по сравнению с прошлым годом, снизилась с 76.3% до 71.3%. В целом можно сказать, что у Delta дела идут несколько лучше, чем у ее основных конкурентов, о чем, в частности, говорит высокий уровень ликвидности компании.  На пресс-конференции в день опубликования результатов III квартала г-н Маллин предупредил, что ситуация в секторе авиаперевозок будет оставаться сложной до конца этого года и в первой половине следующего года, и только во второй половине 2002 г. можно ожидать некоторого улучшения.  О снижении объемов авиаперевозок на 20% и сокращении 12 тыс. рабочих мест (более чем пятой части от общей численности работников) объявила в сентябре пятая по величине американская авиакомпания Continental Airlines.  “Американская авиаиндустрия находится в беспрецедентном финансовом кризисе. Хотя мы очень сожалеем о необходимости увольнения своих сотрудников, у нас просто нет выбора”, – сказал председатель правления и главный исполнительный директор Continental Гордон Бетьюн (Gordon Bethune).  В отличие от большинства своих конкурентов, Continental удалось избежать убытков по результатам тяжелейшего для всей отрасли III квартала. Компания получила чистую прибыль в размере $3 млн., или 5 центов на акцию. Без учета нетипичных статей затрат и доходов убытки компании составили $97 млн., или $1.76 на акцию.  В III квартале Continental получила финансовую помощь из бюджета в размере $243 млн. Дополнительные расходы компании на повышение безопасности полетов, а также расходы, связанные с увольнениями, составили $85 млн. Глава Continental отметил, что изза терактов в Америке произошло падение спроса. После снижения цен на авиабилеты часть клиентов-туристов удалось вернуть. Но что будет дальше – пока неизвестно.

2001

Роман Кафизов

Cноски:
1 Lloyd’s объявляет годовые финансовые результаты с двухлетней задержкой.