Зоны свободы - такие реальные и нереальные
|

Зоны свободы – такие реальные и нереальные

10(60)2004


О важности свободных экономических зон (СЭЗ) как инструмента экономического развития можно судить по интересу, проявляемому к ним во всем мире. Правительства используют СЭЗ, чтобы способствовать росту экономической активности, увеличению инвестиций, занятости, международной торговли и т.д.


25 разновидностей
В настоящее время в мире функционирует около 2000 СЭЗ, в том числе более 400 зон свободной торговли, столько же научно-промышленных парков, более 300 экспортно-производственных зон, 100 зон специального назначения (эколого-экономических, оффшорных, туристических и т.д.). Всего существует около 25 разновидностей свободных экономических зон (СЭЗ).


Есть зоны, ориентированные на внешний рынок, есть – на внутренний. В них действуют всевозможные льготы по таможенному, арендному, валютному, визовому, трудовому и прочим режимам, что создает условия для развития промышленности и инвестирования иностранного капитала. В таких зонах функционирует около трети мировых банковских депозитов развитых стран.


Впервые СЭЗ были созданы в США по акту 1934 г. в виде зон внешней торговли. Их целью была активизация внешнеторговой деятельности посредством снижения таможенных издержек. Предприятия, действующие в указанных зонах, выводились из-под таможенного контроля в США, если импортируемые в зону товары затем направлялись в третью страну.  Другим мировым лидером и законодателем в области создания и опыта развития и совершенствования СЭЗ является Ирландия. Она за 20 лет использования зон свободной торговли превратилась из аграрной страны в ведущего члена европейского экономического сообщества.


В Японии широкое распространение получили т.н. зоны свободного импорта. Они представляют собой регион, развиваемый в рамках законодательства “по особым мерам, направленным на развитие импорта и привлечение инвестиций”.  Пример – зона свободного импорта “Сакаиминато”. Для содействия предпринимателям здесь был предусмотрен ряд мер: предоставление средним и мелким фирмам займов под низкие проценты, дифференцированное налогообложение, льготная оплата поставок оборудования, освобождение от налогов на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта и многое другое.


В развивающихся странах наибольшее распространение получили экспортно-производственные зоны (ЭПЗ). Их главные функции -достижение более высокой степени индустриализации в отдельных отраслях или экономике в целом, содействие интеграции страны в мировое хозяйство и международную торговлю.


К примеру, в Малайзии такие зоны сыграли большую роль в переходе от импортозамещения к экспорту. Компаниям были предоставлены налоговые кредиты на инвестиции и льготы для инвесторов.


Мексика в 90-е годы прошла путь от строгого протекционизма и госконтроля во всех областях до практически полной открытости и либерализации экономики и широкой интеграции в мировое хозяйство. В деле привлечения инвестиций одна из главных ролей в Мексике отводилась механизму свободных экспортно-производственных зон, получивших название “макиладорас”.


Суть этого механизма заключалась в предоставлении иностранным и национальным инвесторам особых льготных режимов при производстве промышленной продукции на экспорт. В итоге “макиладорас” стали для Мексики практически основным рычагом экономического роста.


Аналогичную роль для экономики своих стран сыграли свободные экономические зоны в Бразилии и большинстве стран Юго-Восточной Азии.


У Китая – особый путь Оценивая эффективность свободных экономических зон, эксперты почти всегда приводят в качестве примера Китай. И это не случайно. Китайская практика функционирования CЭЗ насчитывает почти четверть века. С 1980 г.  в КНР создано пять особых экономических районов (ОЭР): Шэнь-чжень, Чжухай и Шаньтоу в провинции Гуандун, Сямэнь в провинции Фуцзянь, а также остров Хайнань. Также в начале 80-х годов правительство Китая открыло для внешней торговли 14 городов, в основном это крупные порты страны.


В 1985 г. стали создаваться открытые экономические зоны в дельте рек Янцзы и Чжуцзян, в южной части провинции Фуцзянь, на Шаньдунском и Ляодунском полуостровах, а также в Гуанси. Через пять лет китайское правительство приняло решение об освоении нового района Пудун в Шанхае и о развитии ряда городов вдоль Янцзы, что привело к формированию открытой полосы вдоль этой реки в качестве “головной открытой зоны”.


После 1991 г. статус СЭЗ получили административные центры внутриконтинентальных провинций и автономных районов, а также ряд приграничных населенных пунктов. В крупных и средних го-родах страны было создано 13 беспошлинных зон, 32 зоны технико-экономического освоения и 52 – освоения новых и высоких технологий государственного значения.


Все особые экономические районы ориентированы на внешние рынки. Из пяти ОЭР экспортируется более 50% производимой там продукции. Здесь развиваются главным образом торгово-сбытовая сеть, обрабатывающая промышленность, а также научные исследования. На территории ОЭР осуществляются специфическая экономическая политика и особая система управления. Иностранные инвесторы пользуются там многими таможенными и налоговыми льготами, им предоставлены большие права и полномочия. Это позволяет Китаю приобретать самые совершенные виды техники и технологии, заимствовать современные методы управления производством, получать надежную информацию о положении на мировых товарных и финансовых рынках, постоянно повышать уровень подготовки своих кадров.


Для создания особых экономических районов власти не жалели ни сил, ни средств. Причем на 80% затраты на инфраструктуру легли на китайскую сторону, иностранные инвесторы пришли практически на все готовое. Что касается 14 открытых приморских городов, то им отведена роль “окон” и посредников на внешнем рынке. Созданные в этих городах зоны технико-экономического освоения притягивают к себе иностранных инвесторов.


В августе этого года власти Китая объявили, что одна из самых крупных свободных экономических зон страны – порт Тианджин – получила разрешение американского правительства на создание “торгового и промышленного парка” в США. К концу 2004 г. подобная китайская экономическая зона начнет действовать в Объединенных Арабских Эмиратах. Таким образом, Китай сегодня начал уже экспорт своих СЭЗ.


Результат от уже действующих зон налицо. Они экспортируют более 50% своей продукции и получают миллиардные инвестиции, производя в основном продукцию с высокой степенью переработки.  Фактически все задачи, которые ставились перед китайскими СЭЗ, реализованы: удалось привлечь иностранный капитал, овладеть опытом управления, подготовить национальные кадры, увеличить экспортную валютную выручку, стимулировать реформы, эффективно использовать природные ресурсы и многое другое.


А мы все ходим по кругу России СЭЗ создавались на протяжении всех 90-х годов (с 1990 по 1999 гг. было образовано более 20 зон). Однако их эффективность можно поставить под сомнение. Ошибка заключалась в том, что зоны рассматривались в качестве универсального средства достижения множества сложных целей. В регионах почему-то были убеждены, что достаточно объявить себя свободной зоной и ввести ряд налоговых или каких-либо других льгот, как сразу же придет иностранный капитал, с помощью которого можно будет решить наиболее острые социальные, экономические и даже экологические проблемы.


Неудачам способствовала и нестабильность законодательства. В первой половине 90-х годов основная задача деятельности СЭЗ виделась в развитии экспортного производства и привлечении инвестиций, в связи с чем производителям на территории свободных зон предоставлялся широкий набор налоговых и таможенных льгот. Однако чуть позже эти льготы были отменены.


В числе других причин аналитики видят также огромные размеры большинства российских СЭЗ, отсутствие инфраструктуры (транспорта, системы телекоммуникаций, связи, гостиничного сервиса) на территории, где они расположены. Недостаточно утвердить законом свободную экономическую зону на той или иной территории, необходимо еще и комплексное обустройство (которое обходится в сумму от $20 млн. до $70 млн. за 1 кв. км.). В России же это обстоятельство явно не учитывалось.  В России льготный хозяйственно-правовой режим был предоставлен огромным территориям -краям и областям, превосходящим по размерам отдельные азиатские и европейские государства. Учреждение зон в таких масштабах сделало невозможным практическую реализацию в них льготных таможенного, налогового и валютного режимов. Предоставление таких режимов учрежденным СЭЗ неизбежно вело к огромным экономическим потерям для государства.  Новые российские СЭЗ, по мнению правительственных чиновников, появятся уже в 2005 г. При этом первую скрипку, скорее все-го, опять будет играть Калининградская область. У этого анклава есть все шансы стать успешным проектом: наличие крупного порта, территориальная близость стран Евросоюза, развитая инфраструктура.


Однако даже в правительстве, где единомыслие в моде, есть большое число противников свободных экономических зон. Так, в Минфине считают, что Всемирная торговая организация не слишком одобряет создание зон беспошлинной торговли. Пока не будут четко определены параметры функционирования зоны, ВТО будет против, а желание вступить в данную организацию у правительства еще не пропало.


Разговоры о СЭЗ в коридорах власти идут, а многострадальный закон об особых экономических зонах в течение двух лет крутится в межведомственных согласованиях.


Главный лоббист и разработчик законопроекта – Минэкономразвития, по проекту которого предполагается создать благоприятные условия для развития экономического и научного потенциала страны, привлечения инвестиций в ее экономику посредством создания и функционирования особых экономических зон.


Минэкономразвития в разрабатываемом законе постаралось учесть ошибки прошлого: в технико-внедренческих зонах будут генерироваться новые идеи, а в промышленно-производственных – производиться товары. Зона первого типа может занимать максимально территорию в 1 кв.  км, а второго – в десять.


Никаких налоговых льгот на федеральном уровне не предусмотрено. Инвесторы смогут получать льготы только по тому продукту, который произведен внутри зоны.  При этом льготный порядок налогообложения не будет распространяться на филиалы предприятий, находящиеся за пределами особой экономической зоны. Более того, льготы, а также сроки их предоставления будут строго ограничены федеральным законом.


Как отмечают разработчики закона, главное в проекте – минимальные административные барьеры, развитая инфраструктура и максимально благоприятный таможенный режим.


Стоит признать, что идея хороша, а варианты свободных экономических зон могут быть настолько же разнообразными, насколько разнообразны российские регионы. Свободные порты и транзитные зоны, зоны развития с налоговыми льготами для отдельных отраслей или предприятий (для депрессивных регионов), особые экономические зоны (для стратегически важных регионов), точечные зоны (для отдельных хозяйствующих субъектов в регионах), международные зоны (для приграничных районов) – все это для экономики очень перспективно. Вот только никто не берется предсказать, насколько долог будет путь от бумажного проекта до реального воплощения.


Степан Гвоздев