Когда нужно наносить маркировку EAC?
|

Знак обращения EAC: когда требуется, кто проверяет и как быть в спорных ситуациях.

EAC – это аббревиатура, которая расшифровывается как EurAsian Conformity (Евразийское соответствие), ей помечают товары, прошедшие сертификацию или декларирование в рамках Евразийского экономического союза.

В чем разница между цифровой маркировкой и маркировкой знаком обращения?

Нанесение на продукцию букв EAC квалифицируется как маркировка знаком обращения. Его наносят на каждый товар, соответствующий техническому регламенту союза.

Отдельно существует система обязательных маркировок в РФ – некоторые товары помечают штрих-кодами DataMatrix. Цель маркировки: вести поштучный учет произведенной продукции, на каждом этапе производства и реализации.

Важно! Хоть EAC иногда представляют как маркировку для упрощения, он не имеет ничего общего с цифровой маркировкой. Чтобы не было путаницы, в этом материале аббревиатура EAC будет представлена как знак обращения на рынке ЕАЭС, что соответствует действительности.

Какие законы отвечают за EAC?

Как было указано в начале: знак обращения ставится после прохождения товаром сертификации или декларирования. За это отвечает решение № 711 Комиссии Таможенного Союза, где указано, что если продукция прошла требуемые сторонами союза процедуры оценки, и в результате она соответствует требованиям регламента, изготовитель или лицо, реализующее товар, имеет право на нанесение знака обращения.

Если знак был нанесен на товар, не прошедший процедуры проверки, изготовитель заплатит штраф:

  • должностное лицо – от 10 до 20 тыс. рублей;
  • юридическое лицо – от 100 до 300 тыс. рублей.

Положение регулируется КоАП, статьей 14.46.

Эти два нормативных акта отвечают за нанесение EAC, однако на практике все сложнее и требует рассмотрения.

Оформление сертификатов соответствия ТР ТС: https://scu.group/services/sertifikat-sootvetstviya/tr-ts – полный спектр услуг, опытные эксперты, аккредитованная компания, гарантия надёжности. Бесплатная консультация. Работаем по всей России.

При каких условиях наносится знак EAC?

В теории, после того, как товар прошел проверку, и она подтвердила, что он соответствует регламенту (для категории), производитель должен нанести знак обращения.

На практике случается так:

  • производитель отказывается наносить знак, требуя этого от дистрибьютора;
  • другая ситуация: изготовитель отвечает за маркировку, но отказывается выпускать продукцию, потому что не может нанести знак из-за того, что потребуется реорганизовать производство.

Существуют разные категории товаров, процессы производства отличаются, так же как и отличается процесс маркировки – иногда нанесение знака представляется технологически сложным для производителя, что побуждает его отказаться от этого.

Указанные в предыдущем пункте законы не смогут объяснить, как выйти из этой ситуации. У производителей возникает два похожих вопроса:

  1. «Можно ли продавать товары, если маркировка знаком EAC есть на упаковке, но нет в документах?»
  2. «Можно ли продавать товары, если маркировки знаком EAC нет на упаковке, но есть в документах?»

Универсального ответа нет, все зависит от изготовителя и товара, который он изготовляет и еще от ряда причин, о них далее.

Как частные распоряжения надзорных органов влияют на требования к маркировке?

За проверку документов на товары отвечает таможня. Отдельный таможенный пост независим от остальных, его сотрудник подчиняется только своему начальству, а поэтому, при проверке грузов, опирается не на законы, а на частные требования руководства, поскольку боится увольнения.

Трудно объяснить мотивацию руководства, которое разрабатывает директивы для сотрудников, выявить закономерность этих требований, поэтому здесь остается уповать на везение.

Как межведомственное взаимодействие влияет на требования к маркировке?

За проверку требованию КоАП, отвечает Роспотребнадзор. Сотрудник таможенной службы не имеет права самостоятельно выносить решение о привлечении к ответственности распространителя продукции. В его полномочия входит передача данных о нарушении в Роспотребнадзор.

Потребительский надзор – такой же орган, как и таможня, поэтому на этапе возбуждения административного дела тоже может возникнуть неурядица, сотрудники будут опираться, прежде всего, на указы начальства, а не на требования кодекса.

Есть и другие сценарии:

  • таможенная служба сошлется на статью 16.3 того же КоАП, и сама привлечет к ответственности распространителя;
  • обе инстанции сошлются на указанные статьи и начнутся проверки по обоим пунктам.

Последняя инстанция, решающая судьбу изготовителя – это суд. Ему потребуется собрать материалы дела, сформировать претензии и предоставить доказательства. От того, насколько убедительными будут доказательства и формулировки, зависит взаимодействие всех трех органов.

При каких условиях нанесение EAC необязательно?

Правительство России, учитывая влияние санкций на экономику и импорт товаров, ввело временные послабления (до 1 марта 2023 г.) на требования к сертификации продукции. Товары внутреннего потребления можно ввозить без маркировки, это указано в п.5 приложения 18 Постановления 353.

Обратите внимание! Перед продажей, нанесение знака обязательно, т.е. ввоз без знака, но продажа обязательно со знаком.

Как быть если непонятно требуется маркировка или нет?

Алгоритм простой:

  • ввозить образцы продукции для испытаний в ту страну, где будет продажа, проходить проверки и наносить маркировку на остальную часть;
  • в случае, когда отсутствует маркировка или запись в документах, нужно обратиться к требованиям для конкретной категории товаров (технический регламент ЕАЭС);
  • искать и изучать дополнения к регламентам: решения, постановления, приказы и письма от комиссии союза;

После этого сформируется картина о том, какие издержки понесет изготовитель. Стоит помнить, что отдельные ситуации субъективны, зависят от указанных в статье непостоянных факторов: отдельных требований надзорных органов и их взаимодействия.