Бизнес против создания в Европе независимого агентства
|

Бизнес против создания в Европе независимого агентства

Попытки Евросоюза создать собственное рейтинговое агентство в противовес американской «большой тройке» словно преследует злой рок. Консалтинговая компания Roland Berger, получившая добро на организацию независимого агентства, не может найти частных инвесторов для финансирования проекта, сообщила газета Financial Times Deutschland (FTD). Бизнесу не нравится, что за рейтинги будут платить не компании, а инвесторы. Ранее агентство пытался создать французский страховщик Coface — также безуспешно.

Как сообщило издание, консалтинговая компания Roland Berger никак не может убедить частных инвесторов выделить средства для амбициозного проекта по созданию европейского конкурента Fitch & Co. Для этого, по расчетам компании, необходимо привлечь 300 млн евро. В прошлом году Roland Berger надеялась договориться о финансировании как минимум с десятью французскими и немецкими банками, с тем чтобы новое агентство начало свою работу во втором квартале 2012 года. Пока что, однако, переговоры не увенчались успехом.

«Банки не решаются финансировать проект, так как они сомневаются в том, что новая модель, когда за рейтинги платят не эмитенты ценных бумаг, а инвесторы, сможет функционировать», — пишет FTD со ссылкой на человека, знакомого с вопросом. Именно эта особенность должна стать главным отличием европейского рейтингового агентства от тройки монополистов, контролирующих 95% рынка. Как сообщает издание, теперь Roland Berger ищет поддержку в Берлине, надеясь на выделение госсредств (из будущего налога на транзакции).

Пока что в возможность существования европейского рейтингового агентства верят только политики, главным образом немецкие, обвиняющие американских монополистов в разжигании кризиса. Впрочем, делами они свою убежденность подкреплять не спешат: большинство политиков настаивают на независимости европейского агентства от государства, так что добиться от них денег будет еще сложнее, чем от частных инвесторов.

Бизнес же настроен к идее крайне скептично. Федеральный союз немецкой промышленно­сти (BDI) еще в феврале заявил о том, что не видит смысла в идее создания европейского конкурента «большой тройке», так как эффективность их бизнес-модели проверена временем. Организация назвала олигополию на рейтинговом рынке естественной и отметила, что появление новых агентств не смогло ее изменить. А глава Commerzbank Мартин Блессинг некоторое время назад сравнил создаваемое европей­ское рейтинговое агентство с лохнесским чудовищем, о котором все говорят, но никто его толком не видел.

Острая реплика немецкого банкира неудивительна, ведь разговоры о создании агентства ходят уже не первый год, а воз и ныне там. Roland Berger не первая компания, поставившая перед собой столь амбициозную задачу. В 2010 году на роль европейского агентства новой модели претендовал французский страховщик Coface, в прошлом году заявивший о приостановке подачи документов на аккредитацию. О создании рейтингового агентства подумывали и в Швейцарии.

Сама Roland Berger, однако, заявила, что не теряет надежды договориться с инвесторами. «Мы по-прежнему считаем концепцию, инициированную нами, правильной. Но ее можно будет реализовать, только если промышленность объединится и сама создаст агентство и профинансирует его. Переговоры об этом продолжаются», — заявила представитель компании Клаудиа Руссо.