BP придется в одиночку расплачиваться за катастрофу
|

BP придется в одиночку расплачиваться за катастрофу в Мексиканском заливе

BP придется в одиночку расплачиваться за катастрофу в Мексиканском заливе Суд США освободил Transocean, партнера британской нефтедобывающей BP, от необходимости выплачивать компенсацию в 15 млрд долл. за аварию на нефтяной платформе Deepwater Horizon в Мексиканском заливе. Теперь большую часть общего ущерба, который оценивается в 42 млрд долл., придется возмещать самому концерну BP.

Взрыв на Deepwater Horizon (скважина Macondo) 20 апреля 2010 года унес жизни 11 человек. После пожара буровая вышка затонула, а в море вылилось около 5 млн барр. нефти. BP взяла всю финансовую ответственность на себя: 19 млрд долл. уже ушло на покрытие расходов по ликвидации аварии, на очистные работы и возмещение ущерба. Кроме того, BP под нажимом правительства США создала компенсационный фонд объемом более 20 млрд долл.

В апреле 2011 года BP заявила, что все стороны, работавшие над скважиной Macondo, должны нести ответственность за аварию. Тогда же на стол судьи Карла Барбье, курирующего в федеральном суде Нового Орлеана дела по разливу нефти, легли иски против ряда компаний, включая Cameron International (производитель устройства, которое должно было блокировать выброс нефти), Halliburton и швейцарскую Transocean (владелец Deepwater Horizon), а также миноритарных партнеров BP из США — Anadarko Petroleum (25% акций Macondo) и японскую Moex Offshore (10%). В конце ноября американская Anadarko согласилась выплатить 4 млрд долл. и отказаться от своей доли в месторождении в пользу британцев. На мировую пошли Moex (сумма выплаты составила 1,1 млрд долл.) и швейцарская Weatherford (75 млн долл.).

Transocean же сумела избежать финансовой ответственности перед BP. В минувший четверг судья Барбье решил, что Transocean не должна покрывать расходы по возмещению убытков после утечки нефти. Дело в том, что по контракту британцы согласны защищать Transocean от всех юридических «претензий, требований, оснований для иска, компенсаций убытков», даже если будет доказана преступная халатность партнера. Тем не менее Transocean может быть привлечена к суду для гражданско-правовых взысканий по Закону о чистой воде, а также для штрафных санкций в рамках Закона о запрете загрязнения прибрежных вод нефтью. И в таком случае BP уже не будет покрывать расходы партнера на урегулирование. Кстати, Halliburton настаивает, что у них с BP был заключен похожий контракт, который освобождает их от денежных обязательств по Macondo.

В Министерстве юстиции США подтвердили, что BP, Transocean и Anadarko стоит готовиться к выплатам по Закону о чистой воде. Штраф исчисляется из расчета 1,1 тыс. долл. за баррель разлитой нефти или 4,3 тыс. долл. за баррель, если будет доказано, что авария стала результатом преступной халатности. Таким образом, сумма штрафа может превысить 20 млрд долл. Взнос каждого будет рассчитываться пропорционально вине и возможностям платить. Последние у BP, конечно, выше. Рыночная капитализация компании составляет около 140 млрд долл., тогда как у Transocean она меньше 15 млрд долл.

Эксперты не склонны считать, что провал иска к Transocean означает, что вся нагрузка по выплате компенсаций в конечном счете ляжет исключительно на BP. «Не думаю, что отклонение иска BP к Transocean является индикатором того, как будут распределены обязанности по выплатам», — сказала  аналитик IHS Energy Клаудиа Манн.

Эксперты полагают, что у BP достаточно средств на любые выплаты. «В октябре BP повысила отметку планируемой реализации активов путем продаж с 30 млрд до 45 млрд долл. Ранее британцы также объявили о программе на 15 млрд долл., которая включает в себя продажу НПЗ в городах Техас и Карсон. Выручить эти средства не так просто: НПЗ в Техасе безуспешно выставлен на продажу почти год. В то же время продажа меньших активов у них идет довольно успешно: в конце прошлого года они продали Plains Midstream хранилище и НПЗ в Канаде и на Среднем Западе за 1,67 млрд долл. Время для дальнейшего поиска покупателей еще есть», — сказала г-жа Манн.