Европа ограничит доступ компаний из Китая и США на рынок госзаказов
|

Европа ограничит доступ компаний из Китая и США на рынок госзаказов

ЕС намерен ввести ряд серьезных ограничений на участие иностранных компаний в государственных тендерах внутри союза. Подобная мера является попыткой Брюсселя защитить местный бизнес от недобросовестной конкуренции за рубежом, где европейским компаниям зачастую препятствуют при получении госконтрактов. Подобная мера, считают в Европе, в первую очередь может коснуться компаний из Китая, Японии и США.

Предложения о разработке санкций против компаний из «проштрафившихся» государств обсуждались в Брюсселе еще в прошлом году, однако о планах ввести подобные законодательные поправки Еврокомиссия официально объявила только на этой неделе. Отцами-основателями подобной кампании считаются комиссары ЕС по торговле и внутренним рынкам Карел де Гюхт и Мишель Барнье. Они предлагают наделить государственные структуры (к примеру, Еврокомиссию), а также федеральные и муниципальные власти стран — участниц союза полномочиями «наказывать» компании из тех стран, где европейский бизнес испытывает трудности при получении госзаказов. Под «наказанием» чиновники подразумевают возможность недопущения иностранных компаний к участию в тендерах, а также применение повышательных коэффициентов для тех заявок, цена исполнения которых является откровенно демпинговой.

В подкрепление своей позиции Брюссель называет европейский рынок государственных контрактов самым открытым в мире, приводя соответствующую статистику. Так, иностранные компании в Европе могут ежегодно получать госзаказы на сумму свыше 350 млрд евро, в то время как соответствующие показатели для США и Японии составляют лишь 178 млрд и 27 млрд долл. соответственно. Данные по Китаю, где иностранные компании также подвергаются серьезной дискриминации при попытках ведения бизнеса с государством, недоступны. Подобная инициатива ЕС имеет особую важность, учитывая возросшие государственные расходы развитых стран на стимулирование экономик. Зачастую эти траты представляют собой крупные инфраструктурные проекты наподобие строительства дорог или проведения коммуникаций, выполнение которых может быть привлекательно для иностранных компаний.

Стоит отметить, что для воплощения задуманного в жизнь законопроект должен получить одобрение в Европарламенте и от национальных властей стран — участниц союза. Однако свои сомнения касательно новой инициативы уже высказали Великобритания, Швеция и Дания, полагающие, что мера может послужить оправданием для нездорового протекционизма.

«Пока что инициатива выглядит слишком сырой и больше похожа на элементы предвыборной риторики. К тому же противоречия внутри союза могут быть усилены подковерным противоборством со стороны, к примеру, Китая. Пекину вполне под силу «убедить» отдельные страны отказаться от поддержки инициативы под угрозой ухудшения торговых отношений», — пояснил главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг.