Groupon поплатилась за ошибки в своей финансовой отчетности
|

Groupon поплатилась за ошибки в своей финансовой отчетности

Groupon поплатилась за ошибки в своей финансовой отчетности Комиссия по ценным бумагам и биржам США (SEC) начала предварительное расследование инцидента с компанией Groupon, в рамках которого продавец скидок был вынужден внести изменения в собственную отчетность за четвертый квартал прошлого года. Компания утверждает, что неправильно рассчитала основные финансовые показатели и осознала ошибку только спустя несколько месяцев. Инвесторы, однако, отреагировали незамедлительно: капитализация Groupon сократилась за одну торговую сессию почти на 2 млрд долл.

Об изменении отчетности за последний квартал 2011 года Groupon сообщила в минувшую пятницу после закрытия торгов в США. Ссылаясь на то, что она стала предлагать больше скидок на товары и услуги с высокой стоимостью (авиабилеты, туристические путевки), компания заявила, что не сумела правильно просчитать собственные операционные расходы и построить адекватную модель возврата средств (недовольные клиенты могут вернуть компании купленные купоны и получить назад свои деньги). В связи с этим расходы Groupon оказались выше заявленных в отчетности, что, в свою очередь, привело к увеличению убытка с 42,7 млн до 65 млн долл. за указанный период.

Подобное, пусть и не очень существенное с фундаментальной точки зрения, изменение отчетности вызвало крайне бурную реакцию участников рынка: в понедельник акции Groupon потеряли около 17% своей стоимости, уменьшив капитализацию продавца скидок почти на 2 млрд долл. Масла в огонь подлило то, что Groupon, торгующаяся с ноября прошлого года, успела уже в третий раз исправить свою финансовую отчетность. К тому же в своем пресс-релизе компания, по сути, признала наличие «существенных недостатков во внутренних инструментах конт­роля» отчетности.

Произошедшая история стала плодородной почвой для многочисленных разговоров на тему, способен ли менеджмент Groupon справиться с быстрым ростом бизнеса — по итогам 2011 года ресурс заработал 1,62 млрд долл., хотя его чистая прибыль в 2009 году составила менее 15 млн долл. На помощь Groupon в подобных спорах пришли многочисленные банковские аналитики, которые хоть и пожурили компанию за произошедшее, однако сохранили свои оптимистичные прогнозы касательно ее будущего. «Мы не считаем, что пересмотр финансовых показателей и присутствие существенных недостатков во внутренних инструментах контроля являются свидетельствами фундаментального ухудшения бизнес-модели Groupon… Мы уверены, что эта история является следствием динамично растущего объема предложений на скидочных сайтах и экстремально быстрого роста бизнеса за короткий отрезок времени», — пишут аналитики JP Morgan.

Тем не менее источник в крупном западном инвестиционном банке сообщил, что банковское сообщество отреагировало на произошедшее весьма болезненно, многие эксперты всерьез задумались над правдиво­стью финансовой отчетности ряда компаний сектора. «Изменение финансовых показателей за уже прошедший период поставило под сомнение легитимность бизнес-моделей многих интернет-компаний. Возник очень большой вопрос на счет доверия рынка к остальным участникам сектора, что является крайне тревожным признаком», — пояснил источник.