МЭР подготовил разгромный отзыв на "четвертый пакет"
|

МЭР подготовил разгромный отзыв на “четвертый антимонопольный пакет”

Министерство экономического развития РФМинистерство экономического развития РФ подготовило разгромный отзыв на проект поправок, подготовленных Федеральной антимонопольной службой (ФАС) РФ к “третьему антимонопольному пакету”, которые получили среди экспертов название “четвертый антимонопольный пакет”. Эти поправки представляют собой нововведения, которые не прошли общественную цензуру в прошлом году. Отзыв МЭР на проект изменения поправок в 135-ФЗ (“О защите конкуренции”): предлагаемые ФАС поправки подрывают конкурентную среду.

“Учитывая, что многие предлагаемые нормы создают предпосылки для значительного ухудшения положения хозяйствующих субъектов, полагаем, что законопроект требует дополнительного обсуждения на экспертном уровне с участием бизнес-сообщества”, – говорится в документе. В МЭР изданию подтвердили существование отзыва, добавив, что он уже направлен в ФАС. “Мы действительно критически настроены по отношению к предлагаемым ФАС поправкам. Свои опасения мы высказали в направленном в ФАС документе. Мы считаем, что оценивать целесообразность этого пакета поправок должен бизнес. Мы планируем провести широкое обсуждение пакета на площадке МЭР в ближайшее время”, – рассказала директор департамента развития конкуренции МЭР Марина Горохова.

В отзыве МЭР отмечено сразу несколько спорных моментов. Во-первых, министерство не может согласиться с предложением о публикации правил торговой политики, если компания злоупотребляет доминирующим положением. По мнению МЭР, это приведет к нивелированию института коммерческой тайны и конфиденциальности информации. Вторая претензия касается ужесточения требований к вертикальным соглашениям (соглашение между неконкурентами по принципу “поставщик – дилер”), которые предлагается запретить и контролировать независимо от рыночной доли (сейчас она составляет 20%). “ФАС хочет снять 20-процентный порог. От этого пострадают в первую очередь маленькие компании, для которых вертикальные соглашения – способ занять нишу на рынке”, – отмечает М.Горохова.

Предложение ФАС о закреплении положения, согласно которому акционерные соглашения и изменения, внесенные в них, вступают в силу лишь с момента публикации в интернете, вообще называется дискредитирующим институт коммерческой тайны. “Ни в одной стране мира такие соглашения не являются публичными, поскольку в них раскрывается информация, являющаяся коммерческой тайной. Это делает норму об акционерных соглашениях, которая должна была сделать российскую юрисдикцию более привлекательной для компаний, просто бессмысленной”, – отмечает чиновница.

Не менее жесткой критике подверглась новелла ФАС о доступе к объектам интеллектуальной собственности (ограничение на доступ к такой собственности предлагается снять). Руководитель Лаборатории проблем конкуренции и конкурентной политики Андрей Шаститко считает, что в ней таится огромная опасность для компаний, использующих в своей работе плоды интеллектуального труда. “Во многих случаях они могут оказаться беззащитными перед антимонопольными органами”, – говорит эксперт. Аргумент ФАС таков: есть четвертая часть Гражданского кодекса, где регламентируются вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности, и незачем их дублировать в законе “О защите конкуренции”, объясняет А.Шаститко. Однако в Гражданском кодексе (ГК) РФ написано, что если гражданские права могут приводить к ограничению конкуренции, тогда появляется исключение из свободы использования гражданских прав. Как раз эти исключения и составляют основу антимонопольного законодательства. Получается лукавство: четвертая часть ГК не решает эту проблему, заключает эксперт.

“Данное изменение не соответствует природе результатов интеллектуальной деятельности, ограничение доступа к которым является необходимым условием их создания и существования и неотъемлемым элементом механизма обеспечения авторских прав, а не формой ограничения конкуренции”, – категоричны в МЭР.

Впрочем, есть и ряд новелл, которые в целом поддерживаются МЭР, однако требуют доработки (в частности, введение административной ответственности за нарушение порядка процедуры торгов, продаж госимущества).

В ФАС изданию подтвердили, что отзыв МЭР в службу поступил. “Это те поправки, которые не вошли в “третий антимонопольный пакет” законов. Именно потому, что по ним были разногласия с МЭР. В настоящий момент эти предложения пока не обсуждаются. Они не носят глобального и принципиального для антимонопольного регулирования в стране характера, поэтому их нельзя назвать четвертым антимонопольным пакетом. В настоящее время мы сконцентрированы на том, чтобы внедрить в практику нормы, которые приняты в рамках третьего антимонопольного пакета и вступили в силу в январе этого года”, – отметили в пресс-службе ФАС.