Минэкономразвития предложило повысить экспортную пошлину на мазут
|

Минэкономразвития предложило повысить экспортную пошлину на мазут

Система расчета экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты 60-66 неэффективна при текущих ценах на сырье, считают в Минэкономразвития. Объем первичной переработки увеличивается, поэтому министерство предлагает повысить пошлину на мазут до 90% от пошлины на нефть. Предложение пока не нашло поддержки у профильных ведомств.

Минэкономразвития выступило с предложением повысить экспортную пошлину на мазут с 1 апреля до уровня 90% от пошлины на сырую нефть, сообщил агентству Прайм источник в одном из ведомств экономического блока.

«Минэкономразвития внесло свое предложение в последний момент, не обсудив его с другими ведомствами, не представив технико-экономического обоснования», — сказал он. Правда, в проекте постановления правительства, которым устанавливаются пошлины на следующий месяц, инициатива Минэкономразвития не нашла отражения, поскольку Минфин и Минэнерго ее не поддержали. МЭР от своей идеи не отказалось, она еще будет обсуждаться.

Министерство объясняет необходимость повышения пошлины тем, что система 60-66 не принесла ожидаемых результатов. При нынешних высоких ценах на нефть она менее эффективна, а для некоторых нефтепродуктов, в частности мазута, вообще прекращает работать. Данные по производству и экспорту топлива не показывают эффекта, который прогнозировался, говорит он.

Другой собеседник поясняет, что производство мазута увеличивается, хотя должно снижаться. «Объем первичной переработки нефти в стране вырос. Если тенденция продолжится, производство мазута по итогам года превысит показатель 2011 года», — поясняет он. Но, по его словам, выводы относительно эффективности 60-66 пока делать рано. «Система работает всего полгода, а любые нововведения требуют времени», — говорит собеседник.

С 1 октября прошлого года была введена система 60-66, направленная на стимулирование добычи нефти и увеличение глубины ее переработки. Ставки пошлин на светлые и темные нефтепродукты при этом унифицированы на уровне 66% от пошлины на нефть, а с 2015 года ставки экспортных пошлин на темные виды топлива будут повышены до уровня пошлины на нефть. Кроме того, до сих пор действует заградительная пошлина на экспорт бензина — 90% от пошлины на нефть (введена в мае 2011 года).

Официального предложения от МЭР Минфин не получал, поэтому поддержать или внести какие-либо коррективы не может, сказали в пресс-службе Минфина. В нефтяных компаниях (ТНК-ВР, «Роснефть», «Газпром нефть»), а также Минэнерго от комментариев отказались. Получить комментарий у ЛУКОЙЛа вчера вечером не удалось. В МЭР отметили только, что в апреле ставка экспортной пошлины на мазут будет сохранена на прежнем уровне.

Источник на рынке говорит, что рентабельность переработки существенно снизилась на фоне растущих цен на нефть, заградительной пошлины на бензин и контроля цен на топливо со стороны государства. «В случае значительного повышения пошлин на мазут переработка станет вовсе неэффективной. Выгоднее станет экспортировать сырую нефть, чем осуществлять переработку», — говорит он.

Система 60-66 заработала в октябре, и времени для подведения предварительных итогов было достаточно, считает директор по развитию и маркетингу ИАЦ «Кортес» Павел Строков. «По всей видимости, МЭР сочло эти итоги неудовлетворительными и за счет повышения пошлины на мазут пытается ускорить процесс модернизации российских НПЗ. Мазут сейчас производится в больших количествах. В итоге он не востребован на внутреннем рынке и все равно будет вывозиться, хотя экономика этого экспорта будет очень низкой», — говорит эксперт.