Потребительская активность в Германии идет на рекорд
|

Потребительская активность в Германии идет на рекорд

Несмотря на долговой кризис и застой конъюнктуры, показатели потребительских настроений в ФРГ оказались лучше, чем были в течение почти всего минувшего года. Как свидетельствуют данные Общества по изучению по­требительского спроса (GfK), соответствующий сводный индекс в январе вырос на 0,2, до 5,9 пункта. Лучше потребительский климат был в последний раз только в марте 2011 года.

Согласно опросу, который информагентство Reuters провело среди аналитиков, этот показатель ожидался на уровне лишь 5,6 пункта. «Потребители упорно сопротивляются нарастанию конъ­юнктурных рисков и продолжающемуся в Европе долговому кризису», — заявил эксперт GfK Ральф Бюркль. Он отметил такие актуальные тенденции, как склонность людей совершать преимущественно крупные покупки, а также оптимистично оценивать перспективы дальнейшего роста собственных доходов.

Наиболее сильно в январе подскочил индекс покупательской активности — на 14,4, до 41,8 пункта. «Более высоким он был в последний раз в декабре 2006 года», — указал г-н Бюркль. Основными причинами нынешнего роста, по мнению эксперта, являются положительные тенденции занятости на рынке труда и сопутствующее им ослабление боязни потерять рабочее место, а также заметный спад инфляции. Согласно прогнозу Deutsche Bank, в текущем году она составит всего лишь 1,5% (против 2,3% в 2011 году).

В поход за покупками людей подталкивает и кризисное положение дел в банковской сфере. «Сочетание недоверия граждан к финансовому рынку с рекордно низкой ставкой банковского процента способствует тому, что потребитель скорее предпочтет совершить ту или иную дорого­стоящую покупку, чем положить деньги про запас в банк или кубышку», — отметил г-н Бюркль.

Также сильно растет и индекс конъюнктурных ожиданий, ранее находившийся в отрицательной зоне. В январе он прибавил 8,4 и достиг плюс 7,5 пункта (рост второй месяц подряд). «В данном случае потребители игнорируют усиливающиеся в Европе предпосылки нового экономического спада», — пояснил эксперт. По его словам, «пока конъюнктурный мотор Германии работает без перебоев».

Сообщение GfK вызвало у опрошенных Handelsblatt экономистов приятное удивление. «Конъюнктурные ожидания пошли вверх, так что можно надеяться, что спад (экономики) не будет глубоким и длительным», — считает Томас Аменд из банка HSBC Trinkaus. Главный экономист Berensberg Bank Хольгер Шмидинг отметил, что «в первом полугодии 2011 года немцы были напуганы эскалацией долгового кризиса, а с тех пор как ЕЦБ активизировался, страхи эти стали улетучиваться». Собеседник прогнозирует, что «подъем конъюнк­туры в Германии после зимней мини-рецессии начнется уже нынешней весной».