Топ-менеджеры США недосчитались бонусов
Крупнейшие компании США перестали награждать своих руководителей высокими бонусами за рост основных финансовых показателей, утверждает совместное исследование The Wall Street Journal (WSJ) и Hay Group. По мнению экспертов, подобная тенденция стала результатом крупномасштабной кампании против высоких вознаграждений топ-менеджеров, которую сейчас с поддержкой Комиссии по ценным бумагам и биржам США (SEC) проводят акционеры многочисленных финансовых институтов.
Минувший год оказался весьма результативным для крупнейших компаний Америки, однако далеко не все их руководители получили за это должное вознаграждение. Согласно предварительным результатам исследования WSJ и Hay Group, общие выплаты 65 американским руководителям высшего звена, занимающим свой пост как минимум два года, выросли в 2011 году лишь на 1,4% (аналогичный показатель за 2010 год составил 11%). По методологии исследования в расчет выплат включались не только зарплата и денежные бонусы топ-менеджмента, но и рыночная стоимость акций, которые они получают в награду за труд.
Низкий уровень роста выплат, отмечают составители доклада, зачастую не коррелирует с теми финансовыми результатами, которые компании сумели продемонстрировать. Так, 75 исследуемых корпораций, чья годовая выручка превышает 5,9 млрд долл., сумели увеличить свою чистую прибыль в среднем на 17%, а также выплатить дивиденды в размере 9,4% от акционерной стоимости компании. Эти результаты оказались выше рынка — рост чистой прибыли компаний, входящих в индекс Standard & Poor’s 500, закрепился на отметке 12%.
Основной причиной сокращения роста выплат руководству стало усиливающееся давление на компании со стороны акционеров, которых поддерживает SEC. Согласно новым правилам публичные компании теперь должны раскрывать больше информации о деталях и условиях бонусных выплат. Таким образом, менеджерам стало сложнее подгонять результаты под необходимые параметры. Более того, акционеры получили еще и право ежегодно голосовать на счет бонусных программ руководства.
Многие топ-менеджеры лишились причитающихся бонусов в этом году за управленческие ошибки прошлых лет. Примером здесь может послужить история генерального директора Nike Марка Паркера. Несмотря на хорошие показатели роста в 2011 году (чистая прибыль компании увеличилась на 12%), размер итоговых выплат топ-менеджера был сокращен на 5,8%, до 12,7 млн долл.: компания не сумела достичь целевых показателей по прибыли, принятых еще в 2008 году. Гораздо больше денег по аналогичной причине сумел потерять его коллега из ConAgra Foods Гери Родкин: он заработал за прошлый год 5,3 млн долл., тогда как в 2010‑м — 7,5 млн долл.