Торговый дефицит Японии грозит стать хроническим
|

Торговый дефицит Японии грозит стать хроническим

Торговый дефицит Японии грозит стать хроническим Правительство Японии сегодня обнародует данные торгового баланса страны за 2011 год, и, по прогнозам аналитиков, он впервые за последние 30 лет окажется дефицитным. Причинами этого стали не только обрушившиеся на страну природные катаклизмы, но и долгосрочные факторы, среди которых снижение спроса в Европе и США.

За первые 11 месяцев прошлого года торговый дефицит Японии составил 2,3 трлн иен (30 млрд долл.), тогда как 2010 год Япония закончила с профицитом в 6,6 трлн иен. Как считают аналитики, за декабрь экономика страны не смогла наверстать упущенное. Более того, по мнению экспертов, опрошенных The Wall Street Journal, в 2012 году Японию вновь ожидает торговый дефицит.

Мартовская природная катастрофа оказала серьезное негативное влияние на экономику страны, однако это лишь одна из проблем. После трагедии на АЭС «Фукусима» Япония, например, была вынуждена увеличить импорт нефти и газа, чтобы покрыть свои потребности в энергоносителях на фоне восстановления инфраструктуры (по прогнозу правительства, ВВП страны в 2012 финансовом году, который начинается 1 апреля, вырастет на 2,2%).

Другим негативным фактором для японского торгового баланса остается высокий курс национальной валюты по отношению к доллару. Рост иены сказался на привлекательности японских товаров за рубежом. За 2011 год иена подорожала по отношению к доллару на 8,5%, поставив рекорд 31 октября — 75,35. Согласно расчетам JP Morgan, рост курса национальной японской валюты даже на 1% может привести к сокращению объемов экспорта на 0,34%.

«Сильная иена снизила конкурентоспособность японского экспорта по сравнению товарами ключевых конкурентов, таких как Германия и Южная Корея», — сказал главный экономист IHS Global Insight Раджив Бисвас.

Сальдо платежного баланса Японии пока остается положительным. Согласно данным за октябрь профицит составил 562,4 млрд иен (за ноябрь-декабрь данные пока не обнародованы). Впрочем, как опасаются аналитики JP Morgan, японский платежный баланс может стать отрицательным в течение ближайших двух-трех лет, если местные компании начнут активнее выводить производства за рубеж. Вероятность этого крайне велика. Дело в том, что местные производители, в первую очередь электроники и автомобилей, уже не первый год отдают предпочтение размещению своих заводов в развивающихся странах, которые на фоне снижения потребления в США и Европе становятся для них ключевыми рынками сбыта. Так, даже Nissan — лидер по продажам прошлого года на местном рынке среди автопроизводителей — объявил о своем намерении активнее развиваться за границей. Если в 2011 году на иностранных конвейерах было произведено 67% автомобилей японских марок, то к 2014 году этот показатель превысит 75%, полагают аналитики JP Morgan. «В ближайшие годы автозаводов в Японии станет меньше», — подтвердил РБК daily директор Центра экономики автомобильной промышленности Университета Дуйсбург-Эссен Фердинанд Дуденхеффер. Подобные планы вынашивают и компании других секторов, например машиностроительного.

Прошлогоднее разрушительное землетрясение и цунами, в результате которых многие ведущие японские экспортеры были вынуждены приостановить выпуск продукции, лишь подтолкнут к выводу японских предприятий в соседние страны. «Эта тенденция продолжится, в том числе и потому, что наиболее перспективными рынками для японских производителей являются развивающиеся страны — Китай, Индия и Бразилия», — отметил г-н Бисвас.

Как опасаются аналитики, если Токио не сможет остановить рост торгового дефицита, ему придется активнее занимать деньги за рубежом, причем все дороже и дороже. Сейчас расходы на займы Японии являются одними из самых низких в мире. Так, доходность по десятилетним гособлигациям держится на уровне 1%.