Власти Германии пытаются остановить рекордный рост цен на бензин
|

Власти Германии пытаются остановить рекордный рост цен на бензин

Власти Германии пытаются остановить рекордный рост цен на бензинВ преддверии пасхальных каникул в Германии стоимость литра бензина марки Super (соответ­ствует российскому АИ-95) достигла рекордных 1,70 евро. Федеральное антимонопольное ведомство в Бонне, по данным газеты Frankfurter Allgemeine Zeitung, направило в связи с этим официальные запросы пяти доминирующим на немецком рынке концернам: BP/Aral, Esso, Jet, Shell и Total.

Попытка разобраться в ценовой политике на бензиновом рынке стала реакцией властей на жалобы владельцев независимых АЗС, покупающих авто­мобильное топливо у этих концернов. «Мы стремимся поддержать независимые АЗС в конкурентной борьбе с существующей олигополией», — отметил глава антимонопольного ведомства Андреас Мундт. Недовольство независимых АЗС вызывает то, что пятерка ведущих поставщиков автомобильного топлива продает его им дороже, чем арендаторам своих фирменных АЗС. В результате независимые АЗС оказываются в крайне невыгодном положении. Характерно, что аналогичные расследования прошлых лет к конкретным изменениям ситуации на рынке немецких АЗС никогда не приводили. Концерны-гиганты каждый раз оправдывали рост цен на свой бензин тем, что сырая нефть в мире дорожает, однако даже в тех случаях, когда она все-таки дешевела, снижать цену на бензин и дизельное топливо не торопились.

«Обращает на себя внимание, что первыми всегда поднимают цену Aral или Shell, а остальные следуют их примеру буквально через несколько часов», — указал председатель антимонопольной комиссии профессор экономики из Дюссельдорфа Юстус Хаукап. При этом формально доказать наличие между концернами ценового сговора надзорным органам не удается.

Эксперты считают, что в данном случае речь идет о так называемом «неявном сговоре». Обычная схема выглядит следующим образом: один из двух гигантов — Aral или Shell — повышает цену бензина марки Super. И в 90% случаев, согласно анализу Антимонопольного ведомства, уже через три часа «основной конкурент» поднимает цену и на своих АЗС. Сеть АЗС Total реагирует через 3—3,5 часа, Jet — через 5 часов, а Esso — через 3—6 часов.

В связи с этим в Германии все громче звучат требования к своему правительству использовать опыт Австрии или Австралии, где крупные концерны-нефтепеработчики обязаны предупреждать об увеличении стоимости автомобильного топлива за сутки, а потом в течение 24 часов права поднимать цену не имеют. Не случайно цена на марку Super в Австрии колеблется сейчас от 1,37 евро в кантоне Штайермарк до 1,67 евро в Тироле.

Между тем немецкие автолюбители недовольны не только дороговизной бензина, но и тем, что ценники на АЗС в ФРГ могут изменяться по несколько раз в течение одного дня — естественно, в сторону удорожания. Впрочем, все познается в сравнении: в соседних Нидерландах стоимость марки Super в среднем равняется 1,83 евро, а на некоторых АЗС Рима уже зашкаливает за 2 евро.