• forextimes
  • trader@forextimes.ru
  • +48 506-586-281
  • +375 29 91-045-91
|

Форекс по-русски: накануне перемен

Форекс по-русски: накануне переменВ начале ноября Президент Путин внес в Государственную Думу законопроект об игорном бизнесе, который может существенным образом изменить ситуацию в российском сегменте рынка Форекс. В настоящий момент, компании и банки, предлагающие услуги по совершению сделок с мировыми валютами, работают по четырем основным схемам. Во-первых, это т.н. букмекерская схема (Форекс-клуб, Юмис, Е-капитал и др.), по которой клиент не совершает сделки, а делает через Интернет ставки в букмекерской компании на курсы валют. По информации газеты Ведомости (от 23 октября 2006 года) подобная схема будет полностью запрещена. “Согласно президентскому законопроекту, деятельность по организации азартных игр может осуществляться “+”” исключительно на территории игровых зон (каковых предусмотрено создать в России всего четыре), а организация азартных игр “с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, а также средств связи “+” запрещена”.

Т.е. компаниям-букмекерам, работающим на Форексе совсем скоро придеться перемещаться в эти самые игровые зоны . Однако трудно представить, что тысячи клиентов этих дилинговых центров, которые привыкли торговать валютами через Интернет,  поедут в Подмосковье, Калининградскую и Новосибирскую область дабы открыть или закрыть позицию по паре евро/доллар или фунт/франк. Скорее всего, организации с букмекерской схемой работы будут вынуждены перестать принимать средства от российских клиентов в рублях и предложить им на выбор: оффшорную схему, когда клиент посылает средства на зарубежные счета компании (что резко сократит клиентскую базу), либо работу через российский банк, имеющий валютную лицензию. Четвертым легальным вариантом работы на Форексе в России остается совершение срочных внебиржевых сделок (Калита-Финанс, Оптима-Финанс). Именно эта схема работы выглядит наиболее перспективной с точки зрения мировой практики.

Если обратиться к опыту регулирования операций на международном валютном рынке то, например, в США внебиржевые сделки на разницу курсов валют (акций, индексов и т.д.), попадают под действие закона под названием Commodity Exchange Act (похоже на наш “Закон о товарных биржах и биржевой торговли”) и классифицируются как “off-exchange foreign currency futures contracts” (внебиржевые фьючерсные, т.е. срочные контракты на иностранные валюты). Можно предположить, что и Россия пойдет в плане регулирования подобных финансовых операций по мировому пути. По крайней мере, в настоящий момент Федеральная служба по финансовым рынкам при правительстве РФ активно работает над поправками к законопроекту об игорном бизнесе, чтобы срочный рынок не попал под действие данного закона. По словам зам.руководителя ФСФР Владислава Стрельцова, его служба “активно работает с законодателями ..и для всех очевидно, что срочный рынок  не может быть приравнен к рулетке и прочим азартным играм”.

Какие еще шаги (помимо определения и законодательного закрепления правовой природы сделок на Форексе) могло бы предпринять государство в лице ФСФР для создания прозрачного и легального рынка Форекса в России?

  • По моему мнению, необходимо совместно с Федеральной налоговой службой разработать поправки к законопроектам определяющим статус участников данного рынка (как юридических лиц, так и физических) в вопросах налогообложения (налоговые агенты, подоходный налог со сделок и т.д.).
  • Важно разработать также положения о требованиях к финансовому состоянию проф. участников (уставному капиталу, собственным средствам и т.п.) , формам отчетности перед регулирующими органами (ФСФР), саморегулируемым организациям проф. участников, раскрытию информации и мерах по снижению (предупреждению) специфических рисков, свойственных данному сегменту фин. рынка, корректности рекламы данных услуг в России.
  • Нужно также создать положения о сертификации программных продуктов, посредством которых осуществляются сделки на разницу (курсов валют, акций, индексов и т.д.), лицензировании специалистов компаний предоставляющих услуги в данном сегменте фин. рынков (дилеров, брокеров и т.д.)
  • И, наконец, разработать требования к финансовым взаиморасчетам между участниками данного рынка по сделкам на разницу, маржинальному кредитованию, сегрегированным счетам проф. участников и т.д.

Все вышеперечисленное, помогло бы защитить российских клиентов дилинговых центров, а также сделать этот рынок более цивилизованным и прозрачным.

 

А. Кузнецов

comments powered by HyperComments