Идеальный инструмент «бельгийского дантиста»
|

Идеальный инструмент «бельгийского дантиста»

«ВС» продолжает разговор о commodity. Главное требование к товару, чтобы он смог стать коммодити, – широкое распространение его, массовость производства и потребления. Но именно по причине массовости коммодити не может быть много.

Древнейшие рынки

Первыми классическими коммодити были зерновые культуры, точнее, крупы: рис, пшеница, кукуруза. Крестьяне производили достаточно ограниченное количество типов товаров для продажи. Поэтому возникали крупные рынки, где конкретная партия зерна могла несколько раз переходить из рук в руки. Коммодити, как правило, образуют не просто товарный рынок, а товарно-сырьевой. Дело в том, что с увеличением степени обработки сырьевого материала повышается число конечных продуктов. И чем больше степеней обработки, тем мельче становятся рынки, тем меньше у товара шансов стать полноценным коммодити. И тут часто коммодити-рынки несправедливо путают с потребительскими. Как правило, коммодити лежат в основании пирамид экономических отраслей: зерно – основа хлебобулочной, мукомольной, кондитерской промышленностей, производства животных кормов; хлопок – пряжа, ткани, одежда, снаряжение, канаты; золото – основа и прародитель финансов и т.д. Большой объем рынка – необходимая основа для того, чтобы вы всегда могли продавать или покупать товар, не думая, кому конкретно вы продадите или у кого конкретно вы будете покупать. Не переживая, сможете ли вы продать товар за справедливую цену. Не подойдет один покупатель – всегда найдется другой, приблизительно с теми же условиями. Только малая часть товаров может похвастаться этим свойством. С обилием контрагентов неразрывно связано понятие ликвидности. Это второе обязательное условие для того, чтобы товар мог называться коммодити. Как известно, ликвидность – это способность актива быть обмененным на наличные средства. Чем быстрее и с меньшими потерями это можно сделать, тем ликвиднее актив. За эталон ликвидности приняты наличные деньги.

Единая цена обязательна

Наличие большого количества покупателей, как правило, позволяет обеспечить ликвидность, но это не всегда так. Рассмотрим классическую очередь заявок на покупку и продажу на биржевых торгах. Несмотря на то, что заявок достаточно, только малая часть из них котируется по ценам, близким к цене последней сделки. Величина спрэда между покупкой и продажей является важнейшей определяющей ликвидности. На биржевых торгах практически всегда степень ликвидности соответствует величине объема торгов, поскольку при больших объемах трудно удерживать высокий спрэд.

Высокая ликвидность обязательно должна приводить к существованию единой цены для коммодити. Этот вопрос преломляется в двух аспектах. Во-первых, отсутствие или, точнее, минимизация спрэда между заявками на покупку и заявками на продажу. Для того чтобы свободно перепродавать, накладные расходы на сделку не должны быть большими. Большинство российских акций пока еще не могут похвастаться таким свойством. Для минимизации величины спрэда маркет-мейкеры обязаны котировать сравнительно близкие заявки на покупку и продажу. Однако на практике это не всегда приводит к реальному сокращению спрэда, поскольку экономический смысл деятельности любого маркет-мейкера заключается в увеличении спрэда и зарабатывании на этом. Во-вторых, возможность введения единой региональной цены, которая характеризовала бы все локальные рынки. Поясню на примере. В США проходят торги свининой практически в каждом штате, и цены, естественно, на них различны, так что в живом виде свиньи не могут считаться коммодити. Однако если ввести обобщенный свиной индекс, который составляется из значений цен штатов, взятых с некоторыми весами, пропорциональными объему торгов, то мы получаем продукт, который уже обладает нужным свойством.

Аналогичная ситуация наблюдается на рынках нефти, зерна и т.д. Наконец, коммодити должны иметь такие институциональные возможности, которые позволяют быстро и с низкими накладными расходами заключать по ним сделки, получать информацию о ценообразовании за последнее время, иметь гарантии по расчетам от крупных финансовых организаций, возможность получения маржевого плеча и т.д. Все эти проблемы можно решить, например, с помощью механизма биржевых торгов.

Креветки в качестве денег

Массовость распространения, а также легкость при обмене – хорошая предпосылка использования коммодити в качестве денег. Исторически, когда классических денег еще и не было, коммодити начинали возникать на рынках наиболее часто используемых реальных товаров. В голодное время коммодити хлеб реально становился деньгами. Можно вспомнить куски соли, ракушки и многое другое. А коммодити золото и до сих пор считается деньгами в последней инстанции. Несмотря на то, что потребительские качества товара по-прежнему очень важны, основным свойством коммодити становится чистая торговля. И спекулировать такими товарами очень легко. Сопутствующие факторы не должны мешать делать главное – систематически заключать сделки для извлечения прибыли, обмена продуктов и выполнять иные функции, присущие деньгам.

Поэтому для ответа на вопрос, можно ли считать товар относящимся к коммодити, попробуйте представить его как деньги, как средство обращения или накопления и т.д. Конечно, это вопрос типа, сколько орехов составляет кучу – как захотим, так и назовем. Но в целом логическая связь прослеживается. По этому поводу я недавно дискутировал с одним производителем креветок, модный сегодня бизнес, распространившийся практически по всему миру. Он утверждал, что деньги – это деньги, а партия ракообразных – это другое. Однако, проанализировав, как легко он может обменять товар на реальные деньги, насколько это массовый товар, мой оппонент был вынужден признать, что креветки вполне могут заменить деньги в большинстве случаев его бизнеса.

Массовые товары до сих пор широко используются как мера стоимости. Это не только примитивные вложения в недвижимость или антиквариат, но и, прежде всего, хеджирование портфеля с помощью различных товарных индексов. Наибольшее распространение в мире получил товарный индекс CRB, на который даже проводятся достаточно ликвидные фьючерсные торги. Популярен также более широкий по составу входящих в него товаров индекс Goldman Sach. Существуют и другие товарные индексы. Различные потребительские корзины, в которых существенно представлены коммодити, являются ориентиром уровня жизни широких слоев населения.

По расписанию и по правилам

Чисто торговые свойства любого продукта резко улучшаются, когда по нему начинают проводить регулярные форматизированные торги. Уровень организации торгов может быть различен. Самый примитивный их вид – специализированные рынки, когда в определенном месте (в т.ч. в виртуальном) проводятся торги только по одному товару или группе взаимозаменяемых товаров. Различные тематические электронные доски объявлений, специализированные выставки-продажи, тематические физические рынки (например, рыбные, строительные) могут стать первым шагом, чтобы признать за товаром его особую роль, сделать его коммодити.

Важный элемент организации рынка – расписание торгов. Это увеличивает интенсивность сделок. Нередко торги организуются раз в неделю, но для настоящих коммодити это, конечно, должно происходить гораздо чаще. Следующий уровень организации рынка – введение специальных правил торговли. Здесь два основных аспекта.

Во-первых, контроль за качеством товара. Покупатель не должен тратить на это время и средства, при совершении сделки его больше всего интересует цена. Исторически контрольную функцию брали на себя крупные торговые дома, которые хорошо разбирались в товаре и имели разветвленную представительскую структуру. В обеспечении поставки также участвовали страховые компании и различные финансовые институты, которые и выступали гарантами сделки. Во-вторых, необходимо точное описание поставки.

Самый оптимальный вариант – ввести стандартные правила контракта, как это принято на любой бирже. Описываются основные характеристики товара и правила, где и как он должен быть поставлен. Все классические коммодити допускают стандартизацию поставки. Если стандартная поставка не удается, идут другим путем. Представляют на продажу единичную партию товара, эксперты заранее описывают ее основные характеристики, а потенциальные покупатели или продавцы порой в течение достаточно длительного времени знакомятся с выставленным лотом.

Для организации каждого рынка товаров очень важна сама форма организации торгов. Начиналось все с аукционных торгов различного типа: классический, голландский, тендеры и т.д. Однако высшей формой, безусловно, являются биржевые контракты, когда со стороны обоих контрагентов имеются несколько продавцов, и каждый заключает сделку только с биржей, не зная друг друга.

Десять лет – и безуспешно

Биржевые торги начинались именно с товаров. Это были торги в Японии на рис более 300 лет назад. Затем появились американские пшеница, медь, кукуруза и т.д. Поэтому вполне логично ввести узкое толкование коммодити как финансовых деривативов только по товарам. Многие именно так и понимают это. Исторически очень распространена точка зрения, что коммодити – это товары, на которые обязательно существуют товарные фьючерсы. Даже есть такое определение: коммодити – это товарные фьючерсные контракты.

Действительно, в трейдерский лексикон это слово пришло из биржевых контрактов на наиболее популярные товары. И до сих пор именно этим словом выделяют определенную группу финансовых инструментов среди валют, акций, облигаций и т.д. Для реальной практики удобно такое определение. Но необходимо отметить, что само слово коммодити возникло задолго до первых бирж. Поэтому такое важное условие для коммодити, как возможность ввести стандартизацию поставки, хотя практически везде присутствует, но все же не обязательно. И если на ММВБ никак не могут запустить товарные контракты с физической поставкой, это отнюдь не значит, что в России белый сахар – не коммодити. В России уже десять лет безуспешно пытаются ввести биржевые торги по товарам. При этом я ни разу не встречал, чтобы кто-то провел анализ по вышеупомянутым пунктам и сказал, созрели ли необходимые условия для того, чтобы начинать такие торги.

Среди прочих рынков

Только специалисты работают на коммодити. По некоторым оценкам, в России лишь около 3-5% торгуют коммодити. Кстати, приблизительно такой же процентсистематически выигрывающих трейдеров в мировой статистике. Сколько весит бушель кукурузы, как определить постность свиной туши, не разделывая ее, когда наливаются стручки сои в дельте Миссисипи, сколько весит мешок кофе, по какому маршруту обычно продвигаются тайфуны из центра Атлантики в США? Одно перечисление подобных вопросов способно напрочь отбить всякое желание работать с товарными контрактами. Неприятие последних часто основывается на незнании основных производственных особенностей и способов предсказания цены. А на самом деле коммодити не так страшны. Ценовой анализ рынка коммодити принципиально не отличается от анализа прочих рынков. Технический анализ родился три столетия назад в Японии именно для этого рынка, при анализе цен на рис, и лишь затем был перенесен на иные рынки – акций, валют, облигаций.

Конечно, как бы ни говорили, что теханализ одинаков для всех графиков, особенности все-таки есть. Например, в том, что цена на товар, в отличие от акций, никогда не может обратиться в ноль, что сказывается на формах многих фигур теханализа. Впрочем, эти отличия не столь существенны. Важным отличием от финансовых фьючерсов является то, что реальное ценовое значение товарного фьючерса определяется, помимо уровня процентных ставок, еще и стоимостью хранения и страховки товара. Однако обычному трейдеру нет необходимости глубоко разбираться во всем множестве проблем, связанных с определением цены фьючерса и его стоимости на момент истечения обозначенного срока. Если рынок ликвиден, то его ценовые колебания будут происходить точно так же, как и на всяком ином рынке. Как следствие, поведение трейдера, если его целью является лишь спекуляция, не может и не должно принципиально отличаться от действий на любом другом рынке.

Основываясь на собственном опыте, могу утверждать, что анализ фундаментальной информации товаров легче, и законы спроса-предложения действуют в товарах более жестко, предсказуемо и быстро.

Важное обстоятельство заключается в том, что маржевые требования на фьючерсных рынках существенно либеральней, чем на иных рынках. Пожалуй, единственным конкурентом является рынок FOREX. Обычно фьючерсная маржа находится в пределах 4-7% от размера контракта – его лицевой стоимости, которая рассчитывается как произведение физического объема поставки в пунктах и стоимости одного пункта.

Хвост, пытающийся вилять собакой?

Главное предназначение коммодити – обслуживать цели перепродаж, быть средством для идеального перетока капитала, смены инвестиций. Это идеальный инструмент портфельного инвестирования, финансовое орудие т.н. «бельгийского дантиста» (условное обозначение нового типа инвестора, источника «горячих денег»).

Современному спекулянту совершенно все равно, что является базовым активом для фьючерсного контракта. Он торгует будущими ожиданиями. И очень часто, читая различные англоязычные трейдерские тексты, встречаешься с точкой зрения, что коммодити – это все, что хорошо торгуется. Поэтому главным претендентом на звание коммодити стали фьючерсы на фондовые индексы. Они оказались очень удобны для краткосрочных спекуляций. И сейчас уже никого не удивишь утверждением, что коммодити № 1 в мире – это американский индекс S&P, хотя это совсем не реальный товар. У него наибольшая ликвидность, наибольший объем торгов, наименьший спрэд. В коммодити превратились также различные валютные фьючерсы, акции наиболее крупных мировых компаний. Рынок FOREX намного более крупный, чем рынок классических коммодити. Поэтому те, кто пытается валюты назвать коммодити, напоминают хвост, который пытается вилять собакой. Можно относить валюты, акции, бонды к коммодити, но только теоретически. На любом сайте финансовые деривативы лежат отдельно, а товарные контракты – отдельно. И как только дело доходит до классификаций, особенно для клиентов, то там под коммодити понимаются только товарные рынки. Просто так удобно для понимания и выделения типов активов.

Важнее другое. Для читателей интересны все темы, которые позволяют им, управляя собственным или привлеченным капиталом, заработать на ценовых колебаниях какого-либо актива. Называется он коммодити или как-то по-другому, не так уж и значимо. Мы же под этим термином будем по-прежнему понимать любой товарный рынок, который интересен читателям для их сделок с целью заработать.

Октябрь 2003

Петр Бобрик