Индийская приманка
Индийская B2B-площадка Steel Exchange India планирует в ближайшем времени запустить онлайн-торги стальными контрактами. Существующая с 1999 г. биржа – одна из немногих в мире площадок, специализирующихся на торговле сталью. Это не случайно: в последнее время Индия набирает обороты по ее производству.
Стальной рынок Индии
В настоящее время Индия занимает первое место в мире по производству мягкого губчатого железа. Оно используется в производстве стали для придания ей гибкости при сохранении прочности. Во второй половине 90-х гг. производство стали в частном секторе Индии выросло на 44.29%. Государственный сектор таких результатов не достиг, но также стабильно растет.
Государство разрабатывает ряд мер по увеличению производства стали к 2012 г. до 60 млн. т в год, а к 2020 г. – до 100 млн. т. Сейчас оно составляет 37 млн. т в год. Темпы роста – более 7% в год. В частности, правительство рассматривает возможность отмены таможенных пошлин на ввоз сырья для производства стали, чтобы облегчить жизнь государственным металлургическим компаниям.
В настоящее время на одного жителя Индии приходится примерно 26-28 кг стальной продукции. В Малайзии этот показатель составляет 345 кг, в Таиланде – 149 кг, во Вьетнаме – 49 кг. Индия всерьез озабочена не только экспортом стали, но и потреблением стальной продукции на внутреннем рынке. При огромном количестве населения в стране индийским сталеварам есть куда стремиться.
Структура B2B-площадки Steel Exchange India (steelexchangeindia.com) предоставляет клиентам прямой доступ онлайн к банку информации по производителям стали, продукции, крупнейшим покупателям, трейдерам, связанным с индустрией, банкам, финансовым и транспортным компаниям и т.д. Предоставляется возможность прямого контакта со всеми представителями стальной индустрии. Встроенный программный модуль SteelX дает возможность просмотра текущих трансакций и загрузки котировок. Портал интегрирован с компанией RINL-Vishakhapatnam через ее сайт vizagsteel.com. С помощью этих двух порталов можно получать оперативную информацию о государственной политике в области стали, индустриальных стандартах, новых проектах, мировых рыночных ценах, тендерах и т.п. Также B2B-площадка ведет консультационный сервис по широкому спектру технических и коммерческих вопросов, связанных со сталью. Имеется WAP-сервис: посредством WAP-технологии на экране мобильного телефона клиент получает информацию о торгах и котировках непосредственно от производителей и продавцов стали.
Условия членства
Членство на торговой площадке платное. Предусмотрены разные варианты членства. Тарифный план «Золотой» стоит около $222 в месяц и предусматривает доступ к сайтам steelexchangeindia.com и vizagsteel.com. Онлайновый трейдинг невозможен, можно только смотреть информацию на сайтах. Тарифный план «Бриллиантовый» стоит около $333. Пользователь будет иметь доступ к steelexchangeindia.com и vizagsteel.com, три страницы на сайте, на которых сможет размещать коммерческую информацию, почтовый ящик в 3 Мб, может торговать на сайтах steelexchangeindia.com и visagsteel.com. У него также будет оффлайновый steel-ex компонент, чтобы размещать ордера оффлайн и далее синхронизировать их с онлайновыми поставщиками информации.
Тарифный план «Платиновый» стоит до $555. Пользователь будет иметь доступ к сайтам, пять страниц на сайте, ящик электронной почты в 5 Мб, может торговать на обоих сайтах, а также ему предоставляется оффлайновый steel-ex компонент, чтобы размещать ордера оффлайн и далее синхронизировать для передачи данных в режиме онлайн.
Пользователь может присылать автоматизированные SMS получателям для сделок онлайн.
Так где же онлайн?
Пока онлайновый трейдинг на этой площадке только обещают. Руководство объясняет, что «торговать можно, но не сейчас». Поэтому в настоящий момент единственный смысл пользоваться порталом Steel Exchange India – получать непрерывный поток информации, т.е. объявления о купле и продаже стали. Собственно, это не является ни B2B-коммерцией, ни, тем более, интернет-трейдингом. Цены же на услуги просто абсурдны на фоне общего уровня благосостояния Индии, где $100 в месяц считается нормальной зарплатой. Безусловно, организаторы торгов рассчитывают именно на иностранных пользователей, отсюда и заоблачные, по индийским меркам, цены на услуги. Однако рекламная кампания площадки оставляет желать лучшего: в Интернете, кроме анонсирования сайтов в поисковиках, никаких маркетинговых действий не предпринималось. Даже котировки цен на сталь берутся из других источников – своего модуля поставки котировок на сайте нет.
Иностранному инвестору эта торговая площадка в ближайшем будущем вряд ли будет интересна, а на уровень потребления стали на внутреннем рынке организация этих торгов никак не повлияет.
2004
Роман Мамчиц