Из одного гнезда
|

Из одного гнезда

Из одного гнездаСравнивать культуры двух родственных народов и просто, и сложно. С одной стороны, их сходство помогает сравнительному анализу, с другой – мешает. Кроме того, всегда находятся «специалисты», которые лучше других знают, чем эти культуры отличаются, так как среди их хороших знакомых, как правило, есть представители обеих. Сравнению мешает и эмоциональный фон, окрашивающий российско-украинские отношения в последние годы.

«За что кукушка хвалит петуха», но наоборот

Чем вызвано негативное отношение двух народов друг к другу? Да и такое уж оно негативное? Почему, вопреки логике, согласно которой России и Украине жить в мире экономически выгоднее, все чаще раздаются враждебные голоса со стороны «самостийников» и презрительные высказывания со стороны «великороссов»? Попробуем ответить на эти вопросы, применив приемы кросс-культурного анализа. Как известно, человек во многом судит о других по тому, как они относятся к нему. Те, кто его уважает, – неплохие люди, а те, кто не любит и критикует, автоматически зачисляются в разряд плохих, недалеких или неумных. Логика таких отношений понятна: я – самый лучший, и тот, кто меня не любит, не может меня понять. Значит, он – неумный и нехороший человек. Если же допустить, что он хороший, то плохим становлюсь я сам, а, как говорил герой чеховского рассказа: «Этого не может быть, потому что не может быть никогда».

Аналогичная логика прослеживается и в отношениях между национальными культурами, и русские здесь не являются исключением. Французы нас уважают, значит, они хорошие. Поляки нас не любят, значит, они чванливые и заносчивые. А украинцы, высмеивающие «москалей», вообще не нация, а смесь русских, поляков и литовцев.

Попробуем посмотреть на народ, который уже больше века называют украинцами, с двух диаметрально противоположных точек зрения и найти золотую середину, которая будет отражать более-менее объективную характеристику нашего юго-западного соседа.

Глазами великорусского шовиниста

Народ, называющийся сейчас украинцами, на самом деле – русский народ, на формирование которого оказали большое влияние поляки и литовцы. А поскольку они выступали по отношению к русским в качестве завоевателей, то обращались с населением свысока, унижая и притесняя. Отсюда у современных украинцев сформировались такие черты характера, которые затрудняют общение с русской нацией.

Самой заметной негативной чертой национального характера является упрямство. Не зря говорят: «Упрям, как хохол!» Подозрительность и недоверчивость также типичны для украинцев. Кроме того, украинцы скупы, медлительны, любят лесть и ведут себя высокомерно.

Глазами интернационалиста

Украинский народ не был побежден оружием северного собрата, но соединился с ним добровольно, как равный с равным – ради самозащиты от внешних врагов. Несколько веков он жил отдельной государственной жизнью и поэтому имеет свои особенности, свой – хотя и очень близкий к великорусскому – язык, свой национальный характер.

Он взял все самое лучшее от русских, поляков и литовцев. Некоторые называют украинцев упрямыми. На самом деле это не упрямство, а настойчивость и неотступность от избранной линии. Подозрительность и недоверчивость украинцев путают с их деликатностью и осторожностью, а такие их качества характера, как рачительность, бережливость и рациональность, часто называют скупостью.

Сравнивая две представленные характеристики, можно еще раз убедиться, сколь непохожими могут быть отношения к одной и той же культуре даже внутри одного народа. Что же мешает объективной оценке? Во многом – наше эмоциональное состояние. Нас не любят, значит, они плохие. И становится настойчивость упрямством, осторожность – подозрительностью, рачительность и хозяйственность – скупостью и жадностью.

От любви через ненависть к глупости

К сожалению, очень часто негативные эмоции настолько сильно затуманивают наше сознание, что рождаются «шедевры» типа книги С. Родина «Похищение Руси». Вот некоторые выдержки из интернетовской версии этого произведения:

«Всякую нацию отличает только ей одной присущая ментальность. Ментальность «украинцев» – бессистемное сочетание несовместимых между собой мировоззренческих установок, полный хаос царящих в их среде оценок, вкусов и культурных канонов. Их поведение непредсказуемо не только для окружающих, но, зачастую, и для них самих. Лишенные почвы под ногами и четких жизненных ориентиров они в любых исторических обстоятельствах – изгои, отщепенцы, вечные странники, и это нескончаемое историческое скитальчество наложило совершенно особый отпечаток на их духовный и психологический облик…

…Будучи этнической химерой, существующей лишь за счет далеко не бескорыстной поддержки извне, украинское сообщество находится под перманентной угрозой распада и полного исчезновения, отсюда та неуверенность в будущем и черная зависть к процветающим соседям, которые отличают всех без исключения его представителей.

«Украинская мечта» убога и бесхитростна: вишневый садок возле хаты, соловьиные трели по вечерам, игры и смех беззаботных парубков и девчат. Сытая, беспроблемная жизнь, философия «хлеба и зрелищ» – вот предел украинских вожделений.

Сегодня Запад не только загнал Россию в границы Московского великого княжества, но и готовит ей последний решающий удар, в котором роль «троянского коня» отведена именно «украинцам» с их звериной, атавистической ненавистью ко всему Русскому. Ирония истории, однако, заключена в том, что «украинцы» существуют лишь постольку и до тех пор, пока есть Русские, которым «новым мировым порядком» объявлена война на уничтожение. В этой войне «украинцы» – всего лишь вспомогательное войско. Ниспровержение России и Русского Народа автоматически делает и их ненужным, отработанным хламом, место которому на исторической свалке. В этой ситуации исчезновение их – вопрос времени.

Что же касается проблемы «украинской культуры», то не было никакой «русификации украинцев», а имела место многовековая насильственная украинизация Русского населения Южной и Западной России, как следствие оккупации этих территорий Польшей, а в дальнейшем деятельности этнических мутантов, украинизировавших под руководством поляков, немцев, венгров, румын, австрийцев вначале Галицию, а затем, при помощи русофобствующей малорусской интеллигенции, и некоторые регионы Поднепровья». [1].

От этих слов веет такой ненавистью, как будто мы говорим не о народе, с которым прожили бок о бок много веков, а о бандитах и головорезах. Украинофобия господина Родина – дело его личной психики, но оскорблять целый народ непорядочно и невыгодно. Непорядочно, потому что судить о культуре людей по выходкам небольшой группы националистов нельзя. А невыгодно, потому что после таких оскорблений общаться с нашими соседями будет еще сложнее.

Надеюсь, что украинцы, прочитав книгу С. Родина, не подумают, что его точка зрения принадлежит большинству русских. Многие из нас действительно относятся к украинцам с некоторой иронией, подсмеиваясь над их языком и некоторыми гастрономическими привычками, но я бы не назвал такое отношение враждебным. Несмотря на иронию, русские люди в душе тепло относятся к украинцам и очень сожалеют, что мы живем не в одной стране.

Немного истории

Надо четко разделить нынешнюю Украину на две части, бывшую Малую Русь и Галицию, которую большевики в 1939 г. назвали Западной Украиной. Все началось в 1255 г., когда князь Даниил Галицкий, предав православие, принял от Папы римского титул короля Галиции и подчинил церковь на территории Галицко-Волынского княжества Ватикану за обещание помощи в войне с татаро-монголами.

Помощи от Запада он не дождался, а своих бывших единоверцев князь оттолкнул. В результате Галицко-Волынская Русь пропала как самостоятельное государство. Уже в 1339 г. она была захвачена польским королем Казимиром Великим, а после раздела Польши в 1772 г. перешла во владение Австро-Венгерской империи. Эти две части современной Украины несколько отличаются по манере поведения, но и южане в России отличаются от русских северян. А если взять юг и север Италии, то культурные различия там еще больше. В Бельгии вообще говорят на трех языках. Но никто не называет итальянцев или бельгийцев мутантами.

Две великие нации

Запад и восток Украины резко отличаются в своем отношении к русским: первые тяготеют к западной культуре и довольно враждебны к нам; вторые если и не испытывают особой любви к северным соседям, то, по крайней мере, не видят в русских врагов. Тем не менее, у нас есть все основания считать украинцев одной нацией с единой культурой и единым национальным характером, имеющим свои особенности на западе и востоке.

Безусловной чертой характера украинца является эмоциональность, сентиментальность, чувственность и лиризм. Для украинской нации характерны отвращение к насилию и скандалам, впечатлительность, вера в высшую силу, трудолюбие, стремление к гармонии и красоте, заинтересованность новыми идеями и возможностями. Украинцы явные интроверты. Они любят копаться в себе и раздумывать над своими поступками.

За некоторым исключением эти черты характера присущи и русским. Да иначе и не могло быть. Наши культуры вышли из одного гнезда и развивались в схожих условиях. Все четыре фактора, оказывающие определяющее влияние на развитие культуры, у нас очень схожи: климатические условия, географическое положение, религия и язык.

Украинцы и русские – две великие нации. Уверен, что у наших стран большое будущее, особенно сейчас, когда мир движется от практицизма и рационализма к гармоничности и духовности, т.е. к тому, что самой природой заложено в русских и украинцах.

И не важно, что когда-то мы были единой нацией, но не сохранили единую территорию. Важно, чтобы мы сохранили уважение друг к друг и помнили о родстве душ.

2004

Александр Косов

Литература:

1. С. Родин. Похищение Руси. Историческое расследование. «Украинцы» и их происхождение, подлинная история и реальное настоящее. – Курск: Святогор, 2001. – 116 с.