Не думай о секундах свысока
|

Не думай о секундах свысока

11(61)2004


Интернет-трейдинг получил известность в середине 90-х годов как технология, позволяющая инвестиционным компаниям улучшить и упростить обслуживание своих клиентов. Бурному росту сектора розничных брокерских услуг способствовал самодостаточный механизм, лежащий в основе данного бизнеса: чем меньше комиссионные и проще технология, тем больше клиентов, больше трансакций, больше прибыль.


От роста к спаду
Сектор интернет-трейдинга в середине 90-х захватили молодые брокерские фирмы (E*Trade Group, Ameritrade и др.), которые сделали бизнес на продвижении традиционных услуг по покупке-продаже ценных бумаг. Маркетинговая стратегия захвата рынка строилась на слогане «просто щелкни мышкой». Благодаря бурному развитию средств телекоммуникации фирмы мгновенно приобрели популярность среди корпоративных и, что немаловажно, частных инвесторов, доступ на фондовый рынок которым прежде был существенно ограничен в силу различных, в первую очередь финансовых, причин. Главным преимуществом нового сервиса стало удешевление обслуживания (комиссионные упали в несколько раз). Кроме того, клиент получал большую самостоятельность, принимая торговое решение.


В 1999 г. трейдинговые онлайн-компании попали в затяжную полосу кризиса. Участники рынка все чаще выражали недовольство сервисом и работой интернет-брокеров. Это при том, что комиссия за онлайн-сделку составляла всего несколько долларов. Инвесторы были обеспокоены плохим исполнением сделок. Все это привлекло внимание Комиссии по ценным бумагам и биржам и прокуратуры штата Нью-Йорк, которые стали более внимательно наблюдать за компаниями.


Словно боксеры на ринге
Основная борьба в онлайновой торговле ценными бумагами развернулась между Ameritrade и E*Trade Group. Интернет-трейдеры напоминали боксеров на ринге: на удар одного второй отвечал незамедлительно.


E*Trade Group предлагает клиентам доступ в режиме реального времени к крупнейшим биржам Северной Америки и Европы, что позволяет трейдерам вести торги ценными бумагами других государств, независимо от того, где они сами находятся в этот момент. Она же объявляет о создании совместного предприятия c Ernst&Young, предлагая теперь услуги и по финансовому планированию, постепенно перерастая в онлайновый финансовый «супермаркет».


Ameritrade сделала ставку на скорость и качество исполнения, улучшая тем самым услуги и не распыляясь на множество сервисов. Кроме того, Ameritrade предложила клиентам бесплатные услуги через новое подразделение Freetrade.com, которое не взимает комиссионные. Компания также предоставляла возможность торговать акциями во внебиржевое время. Почти одновременно конкуренты создали банковские отделения: Ameritrade объединилась с NetBank для оказания клиентам своей брокерской конторы онлайновых банковских услуг, а E*Trade открыла E-Trade Bank – онлайновый банк. Все это и помогло обеим компаниям преодолеть кризис и занять лидирующее положение в интернет-трейдинге. В современных условиях доли секунды могут решить судьбу биржевой сделки. Именно скорость совершения сделок, по-видимому, станет главным козырем E*Trade в борьбе с конкурентами. Руководство компании недавно объявило, что гарантированно проведет покупку-продажу акций компаний, входящих в фондовый индекс Standard&Poor’s 500, ровно за 2 секунды. Это на три секунды быстрее, чем подобные операции осуществляют Ameritrade или Fidelity Investments.


Андрей Козырев