Участники фондового рынка.
|

Участники фондового рынка.


Главными участниками фондового рынка являются, безусловно, крупные паевые инвестиционные фонды, крупные инвестиционные компании и банки. Они являются таковыми, поскольку аккумулируют средства рядовых вкладчиков, количество которых достигает нескольких сотен тысяч. Объемы их сделок всегда довольно значительны, и, как правило, сделка не проходит в один день, а растягивается на несколько, по мере появления на рынке контрагентов с противоположной стороны, желающих заключить сделку. Крупные инвестиционные компании имеют хорошо диверсифицированный портфель ценных бумаг, что позволяет им находиться в более стабильном состоянии по сравнению с другими инвесторами.


Как правило, разработкой стратегий в таких компаниях занимается группа профессиональных аналитиков, оценивающих большинство фундаментальных факторов. Действия таких аналитиков, как правило, всегда регламентированы и строго контролируются высшим руководством компании, и направлены на то чтобы избежать вложений с неоправданным риском по предложению какого-либо трейдера. Старания этой команды целиком окупаются благодаря высоким объемам сделок, при которых даже незначительные колебания в цене приносят существенный доход. Более того, аналитические отделы крупных инвестиционных компаний и паевых фондов располагают новейшими программными комплексами анализа, и последними разработками в области компьютерной техники и телекоммуникаций. Крупные инвестиционные компании также имеют полный комплекс информационных услуг, более того, имея своих брокеров на бирже, они могут выставлять свои собственные котировки купли продажи, выступая, таким образом в роли маркет мейкера, но об этом будет написано ниже.


Более ограниченными возможностями обладают компании с меньшим объемом капитала. Эти компании, как правило, не могут проводить свои сделки по выгодному для них курсу, из-за мелких объемов сделок. Тем не менее, они успешно диверсифицируют свой капитал, но не имеют возможности постоянно обновлять оборудование и программное обеспечение в равной степени с крупными компаниями. Отдел по анализу рынка менее квалифицирован, из-за того, что компания не может изначально назначать высокие зарплаты за столь ответственную работу, а привязывает будущий заработок к будущим доходам, заработанным этим трейдером для компании. Отчасти из-за этого трейдеры компании заключают более рискованные сделки с целью получить большую прибыль, но с другой же стороны они рискуют многое проиграть. В силу этих факторов компании с мелким капиталом, имеют меньше возможностей для получения доходов от вложений в ценные бумаги, чем крупные компании, и путь к этим доходам для них более рискованный.


Однако самым слабым и незащищенным с точки зрения перечисленных факторов являются рядовые инвесторы. Выходя на рынок через брокера, они заключают минимальные сделки, разрешенные на бирже и равные нескольким лотам. Положение ухудшается подчас и тем, что и эти несколько лотов были куплены с помощью маржинального счета, предоставленного брокером, по цене предложенной брокером. В таких условиях рядовые инвесторы не могут иметь хорошо спланированного портфеля из 4-10 акций. Им не хватает средств и возможностей для покупки крупных партий акций и для контроля за каждой из них, так как при маржинальном счете они смогут следить лишь за движением котировок по 1-3 бумагам, контролируя тот момент, когда брокер предложит пополнить счет или продать часть бумаг.


Большинство рядовых инвесторов, прежде чем прийти в качестве инвестора на фондовый рынок, занимались деятельность совершенно ни как не связанной с инвестициями или игрой на бирже. Порой такие люди испытывают недостаток знаний, и прочитав одну или несколько брошюр или книг, посвященных анализу рынка, чувствуют себя наполовину профессиональными игроками, однако это не так и как будет показано ниже действия таких рядовых игроков и инвесторов в подавляющем большинстве случаев будут напрямую зависеть от их умения контролировать свои эмоции и психологическое состояние при контроле за открытыми позициями.


Рядовые инвесторы, в отличие от инвестиционных компаний, не имеют возможности получать свежие котировки и экономические новости в режиме реального времени и соответственно быстро реагировать на них, кроме этого анализ рынка этих инвесторов ограничен их личными представлениями об анализе. Программное и компьютерное обеспечение рядовых инвесторов также отстают от тех, что используются в мелких инвестиционных компаниях. Все эти факторы, приводят к самому слабому положению рядовых инвесторов на фондовом рынке.


Далее рассмотрим классификацию участников фондового рынка в рыночных терминах. С точки зрения выбранной стратегии их принято разделять на четыре группы, каждой из которых ставится в соответствие название четырех животных: быков, медведей, свиней, овец.


Как известно, бык бьет врага рогами снизу вверх, поэтому на рынке бык ассоциируется с покупателем, игроком, который делает ставку на повышение котировок и выигрывает, когда цены растут. Медведь наоборот, защищаясь, бьет врага лапой сверху вниз, поэтому медведь вошел в жаргон участников рынка, как продавец, игрок, который делает ставку на понижение и выигрывает, когда цены падают.


Свиньи это алчные игроки. Потеряв от жадности всякую осторожность, они и попадают под нож. Одни свиньи покупают или продают непомерно большие для них позиции, прогорая при первом же незначительном движении рынка не в их пользу. Другие разоряются, передержав позиции, то есть, продолжая дожидаться еще большей прибыли, хотя тренд уже развернулся.


Овцы это робкие игроки, боязливо следующие за трендами, слухами и гуру. Время от времени они, нацепив на себя бычьи рога или облачившись в медвежью шкуру, пытаются выступить в роли знатоков. Однако их легко узнать по жалобному блеянию, когда на бирже наступают трудные времена, как то, например, отсутствия тренда.


Как только двери биржи открываются, быки приступают к купле, медведи к продаже, тесня и попирая свиней и овец. Именно эти группы участников биржи, выступающие покупателями и продавцами, формируют цены, которые в свою очередь зависят от цены спроса и цены предложения. “Цена спроса” это цена, которую запрашивает за желаемый товар покупатель, а “цена предложения” это цена, которую предлагает за этот товар продавец. Споры между продавцами и покупателями возникают из-за несовпадения цен спроса и предложения и носят постоянный характер.


Покупатели хотят заплатить как можно меньше, а продавцы¾ взять как можно больше. Если представители обеих групп будут каждый стоять на своем, не изменяя цен спроса и предложения, то сделка никогда не состоится. Если сделка не состоится, то рынок не получит цену данной бумаги, так как цены спроса и предложения всего лишь желаемые цены продавца и покупателя. У продавца есть выбор: либо дождаться роста цен, либо согласиться на предложенную меньшую цену. У покупателя также есть выбор: либо дождаться снижения цен, либо надбавить свою цену. Сделка совершается в тот момент, когда обе стороны оценивают рынок одинаково: либо напористый бык, согласившись на условия продавца, платит за товар больше; либо боязливый медведь, согласившись на условия покупателя, продает товар дешевле. Колеблющиеся биржевики своим присутствием побуждают к действиям и быков, и медведей. Они ускоряют переговорный процесс между быками и медведями, поскольку сами являются конкурентами и способны перехватить выгодную позицию раньше.


Покупатель знает, что если будет чересчур долго раздумывать, то другой биржевик, вмешавшись в торги, уведет товар. А продавец знает, что если не сбавит цену, то другой биржевик, вмешавшись в торги, может пойти на уступку другого продавца. Обилие колеблющихся биржевиков побуждает продавцов и покупателей быть посговорчивее друг с другом. Сделка совершается в тот момент, когда два человека¾ покупатель и продавец оценивают рынок одинаково.