В моде – псевдоконкуренция
|

В моде – псевдоконкуренция

С девушек брать одинаково!

Америка, как «первопроходец», на протяжении десятков лет принимала всевозможные меры и наказания для нарушителей антимонопольного законодательства. Привычными стали приговоры о миллионных и даже миллиардных штрафах, наложенных на компании. В последнее время борьба с монополиями и ценовыми сговорами приобрела характер военных действий и в Европе. Так, в Великобритании наказание за картелизацию рынков сейчас значительно жестче, чем в США. Евросоюз также каждый год ужесточает борьбу с ценовыми соглашениями корпораций. Не проходит и недели без штрафов (табл. 1), регулярно совершаются ночные рейды по офисам европейских компаний. Следователи, наделенные широкими полномочиями, рапортуют о все новых успехах.

Казалось бы, подобные меры должны свести на нет любые попытки ценовых сговоров. Но меньше их не становится. Скорее, изменяется контингент участников подобных финансовых преступлений. Если раньше в числе любителей внутренних соглашений были строительные, табачные и фармацевтические компании, производители сотовых телефонов, компьютеров, то теперь все чаще в руки судебных органов попадаются представители сектора услуг: здравоохранения, образования, развлечений и телекоммуникаций. Ценовые соглашения могут заключаться как между двумя компаниями, так и несколькими. В Голландии, к примеру, в сговоре были уличены все (!) компании мобильной связи страны: Ben Nederland (филиал Deutsche Telekom), Libertel, O2 Netherlands, Royal KPN NV и Dutchtone (филиал France Telecom). Закулисные соглашения операторов привели к снижению комиссионных, выплачиваемых посредникам, магазинам и фирмам, продающим контракты на пользование мобильной связью. Компании постоянно обменивались информацией о ценах на контракты и другие виды услуг. Все это ударило по карманам потребителей и привело к прекращению конкуренции на рынке мобильной связи. Сговор может привести к монополизации в отдельных сферах производства товаров или услуг по всему миру. В 2001 г. был раскрыт «заговор врачей» – восемь европейских и японских химико-фармацевтических компаний были уличены в ценовом соглашении на витаминные препараты. В список провинившихся вошли: швейцарская Hoffmann-La Roche AG, германские BASF AG и Merck KgaA, французская Aventis SA, голландская Solvay Pharmaceuticals BV и японские компании Daiichi Pharmaceutical Co. Ltd, Esai Co. Ltd и Takeda Chemical Industries Ltd. Волна корпоративных скандалов вновь накрыла Соединенные Штаты. На этот раз в поле зрения американского Минюста попали компании, замешанные в ценовом сговоре. Согласно статистике, в этом экономическом преступлении замешаны сотни компаний самых различных отраслей – от химического производства до продажи продуктов питания. В настоящее время в судах США находится около 70 дел, касающихся ценовых сговоров.

Расследование Еврокомиссии показало, что члены «витаминного» картеля на протяжении почти десяти лет (с начала 90-х годов) завышали цены на продукцию и регулярно обменивались информацией об объемах сбыта. Поначалу фармацевты договорились о ценах на витамины А и Е, а позже и по другим категориям препаратов. Фактически компании монополизировали мировой рынок витаминов. Неудивительно, что наказание участникам сговора было вынесено по всей строгости – штраф в $752 миллиона.

Последними «заговорщиками», которых удалось привлечь к ответственности, стали ведущие мировые модельные агентства – Ford Models Inc, Wilhelmina Model Agency, Next Model, Elite Model. Инициаторами «модельного процесса» стали топ-манекенщицы, посчитавшие, что боссы незаконно договаривались между собой о размере сборов с девушек, а также с фотографов, стилистов и с журналов, желающих заполучить моделей на обложки. Поддерживая видимость конкуренции, все агентства предлагали одинаковые условия договоров и оплаты.

Россия пока не в сговоре

Другим «высокохудожественным» обманом стал сговор между двумя крупнейшими аукционными домами Sotheby’s Holdings и Christie’s International. Обе компании, которые на публике всегда вели себя как непримиримые враги, «за кулисами» договорились держать высокие цены. Сговор был раскрыт, и в результате оба аукциона выплатили по суду своим клиентам почти полмиллиарда долларов. Как показывает общемировая практика, подобный вид преступлений распространен практически повсеместно. Потребитель уверен, что на рынках действует здоровая конкуренция, что производители являются непримиримыми противниками, а руководители компаний тем временем полюбовно договариваются о ценах на товары и услуги, поддерживая их на высоком и очень выгодном для себя уровне. Многие т.н. демпинговые цены и войны между производителями часто оказываются не более чем фарсом. И доказать, что компании вступили в ценовой сговор, крайне трудно – многие соглашения относительно стратегии и ценовой политики заключаются в неформальной обстановке и в устной форме. В списке уличенных в сговоре компаний – табачные монстры Philip Morris, R.J. Reynolds, Brown&Williamson, Lorillard Tobacco и Liggett, фармацевтический концерн Bayer, шведская авиакомпания Scandinavian Airlines, компании ExxonMobil и Royal Dutch Shell, операторы мобильной связи Deutsche Telekom и France Telecom. Можно с уверенностью сказать – список далеко не окончательный. Российских компаний среди нарушителей нет, но это не значит, что отечественные производители товаров и услуг не имеют представления о ценовых сговорах. В разное время в этом обвинялись: Сургутнефтегаз (расследование о причастности к сговору, повлекшему за собой бензиновый кризис в Петербурге в 1999 г., когда цены на топливо подскочили в 2-3 раза), дочерние предприятия ЮКОСа и ЛУКойла, некоторые сотовые операторы.

Дальше подозрений и разговоров дело у нас не идет. Если европейские правоохранительные ведомства имеют не только широкий штат сотрудников как для аналитической, так и практической работы, включая право на ночные обыски в офисах компаний, то российское антимонопольное ведомство подобных ресурсов не имеет. Действенным методом борьбы с ценовыми соглашениями, используемым на Западе, является leniency – практика освобождения от ответственности юридического лица, замешанного в сговоре, но сотрудничающего со следствием. В России данная система пока не прижилась.

Теоретически любой ценовой сговор компаний рано или поздно терпит неудачу, однако на практике до разоблачения могут пройти годы, а потери потребителей от подобных соглашений просто фантастические. Вот почему в современном законодательстве европейских стран и США картельные соглашения по ценам на товары и услуги считаются наиболее тяжелыми нарушениями. Для борьбы с этим видом преступной деятельности создана международная конкурентная сеть – неформальное объединение антимонопольных органов всех стран мира, где подобные ведомства существуют.

Сентябрь 2003

Александр Потапов