Валютная политика во Франции: 5 этапов
|

Валютная политика во Франции: 5 этапов

В отличие от других стран, в том числе и России, где данные о сделках, отвечающих определенным критериям, в обязательном порядке передаются в органы, призванные бороться с отмыванием капиталов, во Франции сегодня финансовые посредники сами решают, подозрительна сделка или нет. А вся система валютного регулирования во Франции прошла в своем развитии несколько этапов.

Этап первый – зарождение

Первый этап – зарождение системы государственного валютного регулирования. Необходимость регулирования валютных отношений возникла вследствие I Мировой войны, истощившей национальные экономики, ввергнув мировые державы в состояние разрухи. Системы денежного обращения этих стран, и без того находившиеся в состоянии перманентного кризиса, были нарушены. Поэтому Франция с августа 1914 г. ввела принудительный курс банкнот и отменила их размен на золото.

После Великой депрессии и последовавшей за ней девальвацией доллара и фунта стерлингов по отношению к франку было нарушено главное преимущество Франции – низкая стоимость национальной валюты. В 1935 г. из страны начался отток капитала. Возникла необходимость валютного регулирования. Последовали первые решения для предотвращения оттока капитала. В 1936 г. Банк Франции рекомендовал коммерческим банкам не производить:

– продажу иностранной валюты резидентам без доказательств необходимости ее для коммерческих целей;
– продажу иностранных банкнот физическим лицам, за исключением туристов;
– предоставление кредитов во французских франках для спекуляций на валютной бирже;
– спекулятивные операции с французским франком;
– продажу золота для целей тезаврации.

Но данные меры оказывались неэффективными, так как носили половинчатый, рекомендательный характер. Правительство было вынужденно принять закон, запрещающий операции с золотом и его ввоз-вывоз без разрешения Банка Франции, и провести ряд девальваций в 1936-1938 гг. Эти действия и обязательство не восстанавливать валютный контроль дали возможность вернуть значительное количество <блуждающих капиталов>.

Таким образом, перед началом II Мировой войны Франция использовала несколько способов регулирования валютных отношений: прекращение обмена банкнот на золото, девальвацию золотого содержания, ряд рекомендаций центробанка, запрет на операции с золотом и его вывоз. Все ограничения носили краткосрочный и нерешительный характер, а равновесие на денежном и валютном рынках достигалось в основном за счет девальвации.

3 сентября 1939 г. Франция вступила в войну. Одновременно был подписан декрет, запрещавший перевод каких-либо сумм на территорию неприятеля. 9 сентября был издан новый декрет, запрещавший и регулирующий экспорт капиталов, операции с иностранными валютами и торговлю золотом. Он предусматривал:

– запрет экспорта капиталов без разрешения министра финансов в отношении физических и юридических лиц, находящихся во Франции, а также перевод французских франков на счета в иностранные банки;
– обязательную сдачу доходов от экспорта товаров и услуг, других доходов, полученных за границей в иностранной валюте, в течение одного месяца со дня получения;
– создание специального правительственного органа – Валютного бюро, управляемого Банком Франции по поручению и за счет Министерства финансов.

Новый орган наделялся правом привлекать для совершения валютных операций банковские учреждения и маклеров, назначаемых министром финансов по предложению управляющего Банком Франции.

Таким образом, валютное регулирование в этот период носило временный характер и использовалось как исключительная мера, вызванная нарушениями в развитии экономики и оттоком капитала. Поэтому оно было половинчатым, мало продуманным, использовалось в основном для разрешения проблем, имеющих текущий характер.

Этап второй – жесткое регулирование

Второй этап (1945-1958 гг.) – жесткая система государственного валютного регулирования. После II Мировой войны в валютном регулировании Франции происходят качественные изменения. Оно приобретает постоянный характер, но реализуется преимущественно в форме валютных ограничений. Система валютных ограничений во Франции в этот период начинается с декрета от 15 июля 1947 г. и отдельных распоряжений, издаваемых Министерством финансов и экономики или входящим в это министерство Валютным бюро.

Указанный декрет предоставлял Валютному бюро право:

1. реквизировать иностранную валюту и золото;
2. предписывать французским физическим и юридическим лицам, а также проживающим во Франции иностранцам, передачу в распоряжение Валютного стабилизационного фонда принадлежащих им авуаров в иностранной валюте;
3. выдавать импортерам разрешения на покупку иностранной валюты, необходимой им для оплаты ввозимых товаров.

Принятие столь жестких ограничений было вызвано рядом важных причин.

Во-первых, послевоенный период вплоть до конца 1958 г. характеризовался дефицитом платежного баланса и целой серией девальваций, направленных на увеличение экспорта. Суммарный дефицит платежного баланса <зоны франка> по текущим операциям за 1946-1958 гг. составил $10.5 миллиарда.

Во-вторых, увеличилась внешняя задолженность Франции, которая на конец 1958 г. составила примерно $3 млрд. В-третьих, колониальные войны вызвали бюджетный дефицит. В 1958 г. он составлял около $1.2 миллиарда. 25 марта 1957 г. в Риме главы шести государств (ФРГ, Бельгии, Франции, Италии, Люксембурга, Нидерландов) подписали договор <Об учреждении Европейского экономического сообщества>. С целью устранения разделяющих Европу барьеров в договоре было заложено четыре основных принципа экономических и социальных свобод: свобода движения лиц, товаров, услуг и капиталов. Валютное регулирование во Франции отныне приобретает более конкретный характер, часто проявляющийся в довольно жестких формах. Это было следствием усиливающейся конкуренции между ведущими мировыми державами и быстро растущего лидерства США. Благодаря принятым мерам Франции удалось стабилизировать денежное обращение и установить пока еще хрупкую, относительную устойчивость национальной валюты.

Этап третий – переход к либерализации

Третий этап (1958-1985 гг.) – переходный период от жесткой системы валютного регулирования и контроля к либерализации. Пришедший к власти генерал де Голль взял курс на сохранение и дальнейшее обеспечение стабильности французского франка. Закономерным итогом такой последовательной политики явилось введение с 1958 г. внешней обратимости национальной валюты по текущим операциям: франки на счетах нерезидентов свободно конвертировались в другие обратимые валюты, в том числе в доллары США.

Международное положение франка, активное сальдо платежного баланса, накопленные золотовалютные резервы (в 1958-1966 годах они выросли практически в 5.5 раза), рост производства – все это позволило де Голлю продолжить политику либерализации валютного регулирования.

28 декабря 1966 г. во Франции был принят закон, призванный либерализовать торговлю страны с внешним миром. В статье 1 его финансовые отношения между Францией и заграницей объявлялись свободными. Новый закон носил в большей степени рекомендательный характер и не содержал норм прямого воздействия. Все ограничения вводились с помощью издаваемых правительством и центробанком Франции подзаконных актов, разъясняющих те или иные положения статей закона. Практически без изменений этот закон действует и сегодня. Курс на либерализацию валютного регулирования не изменился.

В 1967 г. обратимость франка по текущим операциям была распространена и на резидентов. Одновременно устанавливался свободный ввоз-вывоз золота как резидентами, так и нерезидентами. Сохранялся лишь контроль над прямыми иностранными инвестициями во Франции и французскими инвестициями за границей, над эмиссией иностранных ценных бумаг на французском рынке, получением местными предприятиями займов за границей (на сумму свыше 2 млн. франков, причем банки могли предоставлять и получать кредиты за границей без ограничений).

На фоне очевидных успехов совершенно неожиданным оказался разразившийся в 1968-1969 гг. второй валютный кризис во Франции. Непосредственным толчком к нему послужили события в мае-июне 1968 г. (студенческие волнения, всеобщая забастовка), а также спекуляция в пользу западногерманской марки в ожидании ее ревальвации. Однако эти факторы смогли вызвать валютный кризис только лишь вследствие действий структурного порядка.

Франции удалось улучшить свои торговые позиции, устойчивость которых покоилась не столько на преимуществах отечественного производства и уровне производительности труда, сколько на временных благоприятных факторах, главным из которых была девальвация. Активное сальдо платежного баланса и накопление золотовалютных резервов были достигнуты в основном благодаря притоку капиталов из-за рубежа, а не положительному сальдо внешней торговли.

Валютная либерализация позволила осуществить т.н. <игру на сроках>. В обстановке растущего недоверия к французской валюте и ожидания ее девальвации экспортеры замедляли репатриацию своей валютной выручки из-за границы, а импортеры ускоряли платежи за границу.

Определенную роль сыграла и неустойчивость мировой валютной системы. Недоверие к резервным валютам вызвало дополнительный спрос на золото.

Валютный кризис еще раз показал, что политические факторы могут очень весомо влиять на экономическую стабильность в стране. Их анализ и определение закономерностей их развития – чрезвычайно актуальный для России вопрос.

В мае 1968 г. во Франции были восстановлены валютные ограничения, но уже 5 сентября они были отменены. Однако из-за массового вывоза капитала и для пресечения спекуляций на девальвации франка в ноябре ограничения снова были восстановлены. Неустойчивость экономической стратегии правительства обусловила неустойчивость политики валютного регулирования. Это был закономерный зигзаг, временное отступление в общей тенденции либерализации валютного регулирования. Но он показал, насколько возросла весомость неэкономических факторов развития, насколько необходима координация валютных политик в международном масштабе.

По оценкам французских и других западных экономистов, развал Бреттон-Вудской системы и установление плавающих валютных курсов лишили французских предпринимателей тех основных преимуществ на мировом рынке, которые они получали в результате проводимой политики на снижение курса франка. Так, по данным французских экспертов, снижение курса доллара на 10% уменьшает расходы Франции по импорту на 3 млрд. франков и снижает инфляцию на 0.1%.

В 70-80-х годах страна окончательно перешла от сравнительно замкнутого к специализированному хозяйству в рамках мирового рынка, а внешняя торговля превратилась в решающий фактор экономического роста Франции. Благодаря этому появилась возможность упростить различные процедуры по экспортным операциям, увеличить часть валютной выручки, оставляемой в распоряжении экспортеров. Хотя во второй половине 80-х годов серьезную озабоченность французского руководства вызывали периодические перемещения валютных потоков – так называемых <горячих> денег.

Процесс развития либерализации валютного регулирования во Франции очевиден, несмотря на временные периоды усиления его регламентации. Однако, по сравнению с другими экономически развитыми странами, валютное регулирование в стране остается самым жестким.

Этап четвертый – либерализация

Четвертый этап (1985-1990 гг.) – либерализация в области государственного валютного регулирования. Франция предпочла поэтапную отмену валютного регулирования. Германия осуществила ее весьма решительно, сразу после окончания войны. Хотя Германии и отменять-то, по большому счету, было нечего: она заново создавала свою экономику, для нее важно было в этих условиях не начинать политику валютного регулирования.

И это ей удалось благодаря стремлению создать свободное рыночное хозяйство, чьи принципы по определению не предусматривают валютное регулирование со стороны государства в каких-нибудь значительных формах. Великобритания, Австралия и Новая Зеландия произвели относительно резкий переход в конце 70-х и начале 80-х годов. Япония предпочла постепенный отказ от валютного контроля. Этим странам и не нужно было осуществлять долгий переход к либеральной валютной политике, в отличие от французской, она всегда была там более либеральной.

Переход к либерализации во Франции осуществлялся в несколько этапов.

Во-первых, национальным компаниям с мая 1987 г. было разрешено распоряжаться валютными счетами как во Франции, так и за рубежом. До этого экспортирующим предприятиям жестко предписывалось ввозить в страну иностранную валюту и в срок не более трех месяцев обменивать ее на франки.

Снятие валютного контроля позволило компаниям более гибко и децентрализованно управлять накоплением денежных ресурсов. Однако последний контрольный элемент остался: предприятия обязаны были соблюдать <потолок кредиторского сальдо> на уровне четверти делового оборота с заграницей.

Цель подобного предписания – избежать спекуляции на франке, придать валютным операциям торгово-экономический характер. Во-вторых, для покрытия растущих валютных рисков по импортным операциям предприятиям теперь было разрешено, помимо займов, использовать различные валютно-финансовые механизмы, включая покупку валюты на определенный срок, что ранее не допускалось.

Теперь компании не отчитываются по этим операциям перед коммерческими банками, в которых они обслуживаются. В-третьих, предприятия получили право свободной эмиссии займов за рубежом. В результате этого банки практически утратили возможность жестко контролировать осуществление валютных операций юридическими лицами. Впервые за долгие годы было разрешено предоставлять заемные ресурсы во франках нерезидентам. В-четвертых, экспорт и импорт золота были приравнены к режиму торговых операций, отменены предварительные разрешения на их осуществление со стороны Банка Франции.

В-пятых, полностью отменены ограничения на вывоз валюты из страны для туристов, которые обязаны лишь заявить о вывозимой сумме, если она превышает 50 тыс. франков. При этом установлен льготный фискальный режим при создании коммерческой сети за рубежом.

В-шестых, было снято предписание французским компаниям, осуществляющим прямые инвестиции за границей, финансировать значительную часть их (70%, позднее – 50%) в иностранной валюте. Минимальная сумма капиталовложений, не требующая предварительного официального разрешения, была сначала повышена с 2 млн. до 15 млн. франков, а затем в 1987 г. подобная процедура была упразднена совсем и заменена уведомлением государственных органов. Таким образом, в 80-х годах во Франции зарубежные капиталовложения стали окончательно рассматриваться как важнейшее средство <международного видения и мышления> французских предпринимателей, как база для интенсификации товарного экспорта.

динамика количества сообщений, передаваемых в TRACFINЭтап пятый – против отмывания денег

Пятый этап (с 1990 г. по настоящее время) – противодействие легализации доходов, полученных незаконным путем. В основе французской системы противодействия отмыванию денег лежит партнерство между административным подразделением TRACFIN, созданным в 1990 г. при Министерстве экономики и финансов, с одной стороны, и финансовыми посредниками – с другой. При этом законодатель, исходя из необходимости обеспечить свободное перемещение <чистых> денег и поставить преграду на пути <грязных>, обязал организации информировать TRACFIN о каждой подозрительной сделке. Во Франции финансовые посредники сами решают, подозрительна сделка или нет. При добровольном сообщении о своих подозрениях в TRACFIN они освобождаются от уголовной, гражданской и профессиональной ответственности. Информация отбирается самими финансовыми институтами, что повышает качество их работы, а обработка полученной информации осуществляется TRACFIN. Эффективность этой системы основывается прежде всего на реальном осознании экономическими агентами необходимости защищать себя от <грязных> капиталов.

Доказательством этого может быть динамика количества сообщений, передаваемых в TRACFIN (рис. 1). На графике видно, что за период 1991-2002 гг. TRACFIN зарегистрировал более 20,000 деклараций финансовых организаций, и число их постоянно росло: от 179 в 1991 г. до 6894 в 2002 г. Основная часть деклараций исходит от банков и кредитных организаций, на долю которых приходится более 60% деклараций. Именно банки во Франции являются ключевым звеном в сфере контроля за предотвращением отмывания денег. Такая система, безусловно, представляет интерес и для России.

2004

Олег Зайцев