Законные проблемы
|

Законные проблемы

11(61)2004


   О практике применения новой редакции закона “О валютном регулировании и валютном контроле” Принятие нового валютного законодательства в России порадовало многих. Однако, как это часто бывает, в процессе применения его на практике выявились некоторые недоработки. О многих из них рассказала замначальника Управления документарных операций и валютного контроля “Внешторгбанка” Елена Третьюхина. Статья подготовлена на основе доклада, сделанного на Всероссийской конференции “Валютная политика России”, проходившей в конце сентября в Москве.


Новые горизонты
Вступление в силу новой редакции Федерального закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также выход нормативных актов Банка России либерализировали процедуры контроля и снизили требования к участникам внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Основные направления либерализации выразились в следующем:


1. Отменен основной принцип старого валютного законодательства: операции, которые не перечислены как текущие, являются капитальными и проводятся с разрешения ЦБ РФ.
2. Исключен инструмент регулирования в виде разрешения органа валютного контроля (только порядок открытия и ведения счетов юридических лиц в иностранных банках действует до 19.06.2005).  3. Операции между резидентами и нерезидентами проводятся без ограничений (за исключением операций из 7 и 8 статей, регулируемых органами валютного регулирования – Центральным банком и правительством РФ).
4. Ограничено число инструментов, используемых для регулирования валютных операций органами регулирования (резервирование, специальный счет, предварительная регистрация).
5. Введена норма, согласно которой, если органы валютного регулирования не определили порядок ведения валютных операций и использования счетов (включая требования об использовании специального счета), валютные операции осуществляются, счета открываются и операции по ним проводятся без ограничений.
6. Часть 3 Статьи 9 расширила перечень валютных операций, разрешенных между резидентами и уполномоченными банками в иностранной валюте (в том числе операции с банковскими гарантиями, использованием резидентами обязательств по договорам поручительства и залога, уплатой уполномоченным банком комиссии и др.).  Кроме того, изза отсутствия актов правительства РФ и Центрального банка без применения инструмента резервирования ведутся: расчеты и переводы между резидентами и нерезидентами по внешнеторговой деятельности, а также при приобретении резидентами у нерезидентов долей и вкладов в уставном капитале юридических лиц-нерезидентов. Без резервирования или специального счета можно также проводить операции купли-продажи иностранной валюты по поручению юрлиц внутри Российской Федерации.


Проблемы, выявленные практикой
Входе практического применения нового валютного законодательства выявились некоторые проблемы. В частности:


1. Часть 1 Статьи 19 Закона устанавливает обязанность резидентов при ведении внешнеторговой деятельности обеспечивать репатриацию иностранной валюты и валюты РФ в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами). Эта норма касается как валютной выручки от экспорта товаров (передачи работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности), так и возврата в Россию авансов, уплаченных нерезидентам за неввезенный товар (за невыполненные услуги). Такая норма вызывает проблемы для участников ВЭД.  На практике российский экспортер или импортер при заключении контракта заинтересован в установлении объективных и сжатых сроков выполнения обязательств по контракту. При этом действующая практика предусматривает включение в контракт обязательств нерезидента по уплате штрафов при нарушении своих обязательств. В связи с необходимостью выполнения положений статьи 19 Закона резидент заинтересован в установлении более длительных сроков репатриации выручки, а при приближении данных сроков в случае невыполнения нерезидентом обязательств – в подписании дополнений к контракту о пролонгации контрактных сроков.  Так что коммерческие интересы участника ВЭД, в том числе получение им штрафных санкций от нерезидента, вступают в противоречие со Статьей 19 Закона.
  
   Уполномоченные банки также сталкиваются с проблемой при выполнении функций агента валютного контроля за соблюдением нормы Статьи 19. Иногда во внешнеторговых контрактах участников ВЭД нет конкретных сроков репатриации выручки по отношению к отгрузкам по экспорту или по отношению к дате перевода аванса по импорту, а есть лишь сроки завершения расчетов/выполнения обязательств сторон по договору. Тогда возникает вопрос о возможности контроля за сроками выполнения обязательств по договору или сроком за вершения расчетов или, при отсутствии того и другого, за сроками действия договора. Каких-либо разъяснений по данному вопросу со стороны органов валют ного регулирования нет.


2. Практика применения норм Статей 19 и 21 Закона, а также Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И и Положения от 01.06.2004 № 258-П (изданы в развитие части 1 Статьи 20 (паспорт сделки)), обозначила проблему отнесения характера сделки между резидентом и нерезидентом к понятию внешнеторговой сделки или внешнеэкономической деятельности участника ВЭД.  Сейчас возникает проблема как у уполномоченных банков, так и у резидентов в квалификации ряда сделок на предмет их отнесения к внешнеторговым и необходимости оформления паспорта сделки по этим операциям, а также контроля за репатриацией выручки по ним и обязательной продажей, так как эти требования относятся только к внешнеторговой деятельности клиента-резидента.


   В соответствии с частью 1 Статьи 21 установлена обязанность резидентов, физических лиц – индивидуальных предпринимателей и юрлиц, осуществлять обязательную продажу валютной выручки.  При этом часть 3 данной Статьи предусматривает, что объектом обязательной продажи является валютная выручка по сделкам, предусматривающим передачу товаров, выполнение работ, оказание услуг резидентами. Поэтому определение характера сделки как сделки в оплату за товары, работы и услуги имеет принципиальное значение для своевременной обязательной продажи валютной выручки на внутреннем валютном рынке РФ.


3. Необходимо также совершенствовать нормативную базу по валютному контролю. Инструкция Банка России от 15.06.2004 № 117-И и его Положение от 01.06.2004 № 258-П установили сложную процедуру представления резидентами для учета валютных операций большого количества разных справок, составляемых на бумажных носителях и заверяемых подписями уполномоченных лиц и печатями организаций.


   По мнению участников ВЭД, в этих актах должно быть четко оговорено ограниченное количество случаев представления справок, расширен перечень валютных операций, по которым справки не нужны (в том числе по аккредитивным операциям), детализирован перечень кодов видов валютных операций для учета, четко оговорены случаи, разрешающие самостоятельное составление справок уполномоченным банкам на основании договора банковского счета не только при поступлении инвалюты (п. 1.5 Инструкции Банка России от 15.06.2004 № 117-И), но и при списании валюты со счета резидента.


   4. Федеральный закон от 29.06.2004 № 58-ФЗ внес изменения в ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”. Он, в частности, определил, что таможенные органы РФ являются ныне агентами валютного контроля, а уполномоченные банки передают им для выполнения функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленном Центральным банком. С 18 июня 2004 г. ГТК России перестал быть органом валютного контроля, и, как следствие, был прекращен обмен информацией между ГТК и уполномоченными банками, в том числе прекратилось поступление реестров УК от ГТК для идентификации валютной выручки по товарным договорам. Уполномоченные банки сами стали контролировать репатриацию валютной выручки на основе подписанных ими паспортов сделок, информации о платежах и расчетах, а также представляемых клиентами копий ГТД, транспортных и других коммерческих документов.


   При этом порядок передачи информации в таможенные органы для выполнения функций агентов валютного контроля не был установлен. В связи со вступлением в силу с 1 октября 2004 года ФЗ о внесении изменений в Кодекс России об административных правонарушениях и Таможенный кодекс РФ стал особо актуален вопрос выполнения уполномоченными банками функций агентов валютного контроля, перечисленных в части 7 Статьи 23 Закона. С 18 июня этого года и поныне уполномоченные банки ведут сбор информации о нарушениях клиентами норм валютного законодательства, но из-за отсутствия порядка передачи органам валютного контроля этой информации сведения никуда не передаются.


   С 1 октября 2004 г. проблема станет особенно актуальной при наличии формируемых по территориям подразделений Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, уполномоченной правительством в соответствии с Постановлением от 15.06.2004 № 278 “Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора”.


   Расчеты между резидентами Согласно Статье 9 Закона “О валютном регулировании и валютном контроле”, расчеты в иностранной валюте между резидентами на территории РФ запрещены, за исключением случаев, прямо оговоренных в ч. 1 Статьи. При этом в разрешенные не попал ряд валютных операций, которые были разрешены для проведения между резидентами в инвалюте в рамках старой редак ции Закона. Больше всего вопросов возникает из-за необходимости ведения валютных операций между резидентами по переводу заработной платы и командировочных расходов сотрудникам резидентов, работающим на территориях иностранных государств (при отсутствии представительств организаций и возможности открытия представительских счетовв соответствии с Положением Банка России от 16.10.2002 № 200-П; в связи с проведением на территории иностранных государств подрядно-строительных работ и др.).


   Вопрос осложняется тем, что в ряде случаев бюджетные средства выделяются Минфином РФ в иностранной валюте и не могут быть конвертированы в рубли для перевода в безналичной форме. Такая же ситуация возникает при ведении валютных операций между резидентами – подрядными организациями и посольствами РФ по договорам на реконструкцию посольств на территории иностранных государств.


Операциис ценными бумагами
В действующем валютном законодательстве возникает целый ряд проблем по операциям с ценными бумагами (внешними и внутренними) в связи с ограничениями, установленными в данной области. Прежде всего возникает вопрос о содержании понятия “операции с внешними и внутренними ценными бумагами”. Включается ли в разряд таких операций только купля-продажа или также передача прав по ним третьим лицам, оплата в счет акцепта, аваля, перевода процентов и дивидендов по ценным бумагам. Статья 9, ч. 1, пункты 5 и 6 ограничивают операции между резидентами с внешними ценными бумагами. Так, разрешены операции только юридическим лицам и только в валюте РФ при условии учета таких операций в депозитариях.  При этом не разрешены операции физических лиц-резидентов с такими бумагами. Также, согласно Статье 8, ч. 8, все денежные расчеты между резидентами и нерезидентами по операциям с внутренними ценными бумагами ведутся только в валюте РФ. Из-за этих ограничений возникает проблема, связанная с возможностью перевода процентов и дивидендов по внешним ценным бумагам.


Специальные счета и наличная валюта
Действие инструкции о резервировании при ведении операций по специальным счетам резидентов и нерезидентов (Указание ЦБ от 29.06.2004 № 1465-У) практически привело к прекращению операций, по которым установлены правила резервирования по специальным счетам. Вместе с тем есть потребность вести операции по межбанковским кредитам в рублях между уполномоченными банками и нерезидентами, в том числе банками-нерезидентами.


   Возникает проблема по овердрафтным кредитам, представляемым в рамках использования пластиковых кредитных карт в рублях, выдаваемых нерезидентам. Одновременно есть целый ряд способов ухода от резервирования, например, путем заключения договоров займа на срок более 3 лет с последующим подписанием дополнительного соглашения о досрочном погашении таких займов. В рамках требований Закона есть противоречие между п. 2, ч. 1 Статьи 9 (разрешение операций, связанных с расчетами в магазинах беспошлинной торговли) и ч. 3 Статьи 14, где в перечне валютных операций, разрешенных к проведению физическими лицами в наличной форме, нет операций, связанных с расчетами в таких магазинах.


   Надеюсь, что все проблемы будут решены в ходе дальнейшего совершенствования российского валютного законодательства, в том числе путем внесения изменений в ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” или издания новых нормативных актов Банка России и правительства РФ.


Подготовил для публикации
Юрий Шихов