Что же ожидает доллар?
|

Что же ожидает доллар?

Опубликованный в среду вечером Протокол заседания FOMC, как и ожидалось, не принес заметных сюрпризов и не вызвал волнения на рынках. Заседание состоялось 15 июля, то есть еще до Brexit, который поменял всё, в том числе и оценку глобальных рисков. Тем не менее, можно выделить некоторые важные моменты.

Члены Комитета отметили снижение объемов капитальных инвестиций и резкое замедление занятости, оба эти фактора косвенно указывают на охлаждение экономики. По вопросам монетарной политики единства среди членов Комитета по-прежнему нет – кто-то высказывается за сохранение стимулирующей монетарной политики, пока инфляция не достигнет таргета в 2%, кто-то высказывает противоположное мнение – отсрочка повышения ставки приведет к увеличению рисков для финансовой стабильности.

В связи с последними событиями аргументов в пользу немедленного повышения ставки заметно поубавилось. Центробанки дрогнули, тому есть множество подтверждений безотносительно риторики первых лиц. К примеру, на интерактивном графике Национального банка Швейцарии можно увидеть, как отреагировали ставки по ключевым инструментам на Brexit.

Снижение доходностей 10-летних облигаций прогнозировалось и вопросов не вызывает, а вот реакция SARON (Swiss Average Rate Overnight, средняя ставка овернайт) довольно показательна – 24 июня она резко снизилась от уровня, который не смогли поколебать ни известные события на китайском фондовом рынке в августе 2015 года, ни ритуальные пляски с бубном вокруг заседаний ЕЦБ и ФРС, где-то откладывались, то принимались меры по изменению монетарной политики. 3-месячная ставка LIBOR проваливалась довольно ощутимо, а ставка овернайт стояла как скала, пока НБШ не отреагировал 24 июня.

И даже с учетом того, что SARON откатилась обратно к прежним значениям, нужно понимать, что НБШ держит руку на пульсе и готов в любой момент вмешаться. Ближайшее заседание банк проведет только 15 сентября, а потому НБШ будет реагировать на рост стресса интервенциями на срочном рынке и предоставлением ликвидности на межбанковский рынок по более низким ставкам.

Можно сказать иначе – вероятность того, что таргетируемый диапазон будет сдвинут вниз, растет. Это означает, что НБШ уже психологически готов уйти глубже в отрицательную зону по ставкам, что означает ни много ни мало и усиление дефляции.

В среду был опубликован отчет по торговому балансу США в мае, результат слабый – дефицит вырос на 10% относительно апреля, обновив трехмесячный максимум, и составил 41.1 млрд долл. Причиной роста дефицита может являться довольно заметный рост цен на нефть в мае, к тому же выросла потребительская активность, что в свою очередь увеличило спрос на импорт.

Рост спроса на импортные товары и рост потребительской активности должны свидетельствовать и о росте экономики США в целом. Но вот незадача – первичные данные могут рисовать совсем иную картину. К примеру, данные по грузоперевозкам по железным дорогам США указывают на резкое снижение, как хорошо видно из графика ниже, снижение началось в ноябре прошлого года, а последние 6 месяцев количество грузовых вагонов, занятых в перевозках, упало довольно значительно. Какое же это восстановление, если потребительский спрос растет, а физическая экономика, напротив, стагнирует? Не следует забывать и про автомобильные грузоперевозки – там, по данным https://kupi-pricep.ru/catalog/vse-pricepy, отмечается рост спроса на грузовые прицепы.

Но, как давно известно, «не важно, как проголосуют, важно, как посчитают». К примеру, ФРБ Атланты по итогам дня обновил оценку GDPNow, которая отражает прогноз банка на темпы роста ВВП. На второй квартал прогноз чуть снижен, с 2.6% до 2.4%, однако по-прежнему остается устойчиво высоким. Некоторое снижение обусловлено чуть более слабым прогнозом по потребительской активности во 2 квартале и ухудшением торгового баланса.

Тем не менее, как мы видим, прогнозируемый рост по-прежнему довольно высокий, что указывает на то, что у ФРС по-прежнему есть основания поднять ставку уже в июле, особенно если завтрашний отчет по занятости выйдет лучше ожиданий.

Впрочем, рынок все равно не верит в такую возможность, и даже не просто не верит, а абсолютно убежден в том, что ставка не будет поднята ни в июле, ни в сентябре, ни вообще в текущем году. Более того, вероятность того, что ставка будет снижена, уже сейчас выше нуля, и потому доллар теряет один из двух основных драйверов к укреплению, а именно драйвер внутренний.

Однако кроме внутренних, есть драйвера внешние. Выше мы обратили внимание на то, что ЦБ Швейцарии может сдвинуть диапазон ставок далее в отрицательную область. Он не одинок – судя по динамике спроса на облигации, целый ряд стран способен предпринять активные действия по стимулированию экономик, вопрос лишь в том, будут ли такие действия иметь эффект. Однако для доллара это вопрос уже вторичный, на следующей неделе проводят свои заседания Банк Канады, а затем и Банк Англии, и если из-за океана рынок не ждет резких действий, то Банк Англии способен на сюрприз.

Марк Карни уже заявлял недавно, что небольшое возобновление программы выкупа активов и снижение ставки на четверть пункта могут быть «уместными» этим летом, однако пока для резких действий время еще не пришло. Стимулирующий эффект и так уже чрезвычайно высок из-за снижения фунта, причем эффект от снижения комплексный – импортеры получают значительное преимущество, а рост стоимости экспорта способен поддержать инфляцию. Нужно ли торопиться в таких условиях, тем более что эмоциональная реакция на Brexit уже в прошлом, а прагматическая подсказывает, что процедура развода будет долгой.

Британию и Евросоюз ждут непростые затяжные переговоры, итог которых совершенно неясен. Пока процедура выхода не начата, Британия остается членом ЕС и продолжает пользоваться всеми правами и обязанностями. Соответственно, выходит так, что негативные последствия еще не наступили, а преференции от значительного падения фунта уже начинают действовать, и зачем Банку Англии в таких условиях проявлять излишнюю активность?

Конечно, нельзя исключать, что BoE пойдет на превентивные меры для того, чтобы закрепить фунт на низких уровнях, и только для этой цели объявит о неких символических мерах со стимулированию. Вполне возможно, программы выкупа активов в пределах 50 млрд. фунтов будет для достижения этой цели более чем достаточно, однако с точки зрения глобальной стабильности важен не объем, а направление. Достаточно хоть кому-то расширить стимулирование, как другие ЦБ могут последовать их примеру, тем более что один из основных критериев, а именно спрос на облигации, такое право даёт любому регулятору.

Доллар получит поддержку и от двух других крупных ЦБ, а именно ЕЦБ и Банка Японии. Оба крупнейших поставщика ликвидности на настоящий момент уже готовы рассмотреть варианты расширения программ стимулирования, причем к активных действиям они могут приступить уже на ближайших заседаниях.

Еще один фактор, который может оказать поддержку доллару – замедление темпов роста нефти. Ряд стран ОПЕК объявил о росте добычи, а Саудовская Аравия впервые за полгода снизила отпускные цены. Возможно некоторое оживление и в США, поскольку в последние 4 недели количество действующих буровых установок растет после полуторагодичного снижения, да и крупные игроки уже показывают перемены в настроениях, во всяком случае последние данные с бирж указываю на постепенный выход из длинных контрактов.

Если нефть начнет разворот вниз, то это будет, по всей видимости, тем камнем, который вызывает лавину, то есть полугодичная коррекция по доллару завершится и eurusd выйдет из диапазона, который сформировался в 1 полугодии. Ближайшая поддержка 1.0766/90, затем последует широкая зона сопротивления 1.0413/0533, тестирование которой за указанный период происходило уже дважды, ну а затем целью будет являться паритет.