Дебаты об экономической политике Австралии становятся напряженными
|

Дебаты об экономической политике Австралии становятся напряженными

Правоцентристское коалиционное правительство Австралии и австралийский центральный банк не могут прийти к согласию относительно мер, необходимых для поддержки слабеющей экономики, что создает предпосылки для роста напряженности в дебатах об экономической политике страны.

С середины 2018 года рост ВВП Австралии резко замедлился на фоне снижения динамики потребительских расходов. В условиях низкого роста заработков и слабой инфляции Резервный банк Австралии уже дважды понижал процентные ставки и не исключает возможности принятия дополнительных мер “в случае необходимости”.

экономической политикеВ недавних выступлениях управляющий РБА Филип Лоу неоднократно намекал, что одними процентными ставками экономику не поднять, указывая на необходимость принятия правительством мер налогово-бюджетного стимулирования.

Между тем министр финансов Джош Фриденберг исключает возможность такой дополнительной поддержки, сохраняя твердое намерение впервые за десять лет исполнить бюджет 2019-20 года с профицитом.

“Мы согласны с управляющим РБА в том, что задача стимулирования экономики не должна всецело ложиться на денежно-кредитную политику. Налогово-бюджетная политика тоже должна сыграть в этом скоординированную роль. Тем не менее, мы намерены исполнить бюджет 2019-20 года с профицитом”, – сказал он в недавнем интервью Wall Street Journal.

“Поддержание силы экономики, на наш взгляд, вовсе не исключает снижения долгового бремени, – отметил Фриденберг. – Обеспечение профицита было частью нашей программы на выборах [18 мая], и австралийские избиратели ее поддержали”.

Позиция министра финансов понятна. Отказ от бюджетного профицита ради стимулирования экономики почти наверняка сделает его мишенью для обвинений в неисполнении принципиального выборного обещания и, что еще хуже, приведет к увеличению государственного долга.

В рейтинговом агентстве S&P Global Ratings на днях отметили, что отказ от бюджетного профицита может поставить под угрозу суверенный рейтинг Австралии AAA.

Что же дальше?

Никто не настаивает на том, что ради стимулирования роста необходимо отказываться от бюджетного профицита. Это может потребоваться, если Австралия вдруг окажется на пороге первой за 28 лет рецессии, чего пока не предвидится. В некоторых сегментах экономики уже наблюдается подъем. В сырьевые отрасли возвращаются инвестиции, а благодаря подскочившим ценам на железную руду во внешней торговле отмечаются рекордные месячные положительные сальдо.

Кроме того, правительству вовсе нет необходимости созывать особый саммит для изучения доступных опций. У него уже есть богатый выбор инструментов, охватывающих производственные отношения, энергетическую политику, а также доступ к капиталам для финансирования инвестиций в инновации. Оно также может пересмотреть распределение налоговой нагрузки, облегчив бремя подоходных налогов.

“После реформ 80-х, 90-х и начала 2000-х очевидных мер почти не осталось, но, если немного постараться, можно найти еще много возможностей”, – говорит старший экономист AMP Capital Шейн Оливер.

Даже одного заявления о более высоких амбициях в том, что касается долгосрочных экономических реформ, будет достаточно для повышения доверия в деловых кругах.

Между тем, если ситуация начнет ухудшаться, рассматривать придется все доступные меры, включая налогово-бюджетное стимулирование.

В Канберре уже работают над оптимизацией процедур согласования расходов на инфраструктуру, проводя заседания с премьер-министрами и министрами финансов австралийских штатов, которые зачастую контролируют соответствующие бюджеты.

Фриденберг настаивает, что у правительства уже есть разумный экономический план, основу которого составляют понижение подоходного налога, поддержанное на прошлой неделе парламентом, а также масштабная десятилетняя программа по развитию инфраструктуры. Это действительно так, но правительству также необходима более фундаментальная программа реформ на ближайшее будущее.

Получив недавно мощный мандат от избирателей, Фриденберг находится в отличной позиции, чтобы инициировать новую волну реформ и захватить инициативу в отношениях с нынешним парламентом.