Лекарство от нефтезависимости
|

Лекарство от нефтезависимости

Всем понятна опасность, которую несет в себе привязанность страны к добывающим отраслям, в первую очередь к нефти. Перепады цен, изменение экономической конъюнктуры, политические факторы – судьба стран с преобладанием в экономике доли добывающих отраслей полностью зависит от этих факторов.

Ценовые горки

В 1986 г. цены на «черное золото» упали до $13.8 за баррель. В последующие 12 лет мировые цены колебались вокруг среднего значения $17.9 за баррель. Всплеск цен в 1990 г. был связан с нападением Ирака на Кувейт и прекращением поступления нефти из этих стран на мировой рынок.

Колебания цен на нефть происходят главным образом из-за нарушения баланса между спросом и предложением. Однако немаловажную роль играют также состояние коммерческих запасов и всевозможные спекулятивные операции нефтяных дилеров. Критическое положение сложилось в начале 1999 г., когда цены опускались в отдельные дни ниже $9.6. Лишь своевременные действия членов ОПЕК смогли улучшить конъюнктуру рынка. Уже к декабрю мировые цены находились на уровне $23-25 за баррель, а в первом квартале 2000 г. – $32-35. Разработанный членами ОПЕК механизм поддержания цен позволял в течение двух лет держать коридор $22-28. Однако террористические атаки 11 сентября в США дестабилизировали положение на мировых рынках нефти.

Из политических факторов, влияющих на изменение цен на нефть, решающую роль играет энергетическая политика промышленно развитых стран – как членов ОПЕК, так и не входящих в эту организацию.

Энергетическая политика Соединенных Штатов с момента начала нефтяного кризиса 70-80-х годов была направлена на приток в страну дешевой нефти. Как показали события 2003 года (нападение на Ирак, выделение значительных сумм на восстановление нефтяного сектора), новая стратегия Штатов будет заключаться в быстром освоении иракских (а возможно, и иранских) месторождений, последующем снижении цен и борьбе с ОПЕК. Несмотря на разговоры о равных возможностях для компаний в деле освоения иракской нефти, можно не сомневаться, что, если через пару лет Ирак выйдет на уровень добычи 4 млн. баррелей в день, большая часть этой нефти уйдет в США.

Арабские рецепты

Время, когда нефть для стран Персидского залива значила всё и даже больше, подходит к концу. Нефтедобывающие отрасли по-прежнему составляют основу экономики Саудовской Аравии (доля в ВВП – 35%), Объединенных Арабских Эмиратов (28%), Ливии и Кувейта (45%), Катара (25%) и других стран. В арабских странах находится более 60% разведанных запасов нефти и 30% газа, при этом Саудовская Аравия обладает 25% мировых запасов нефти, Ирак – 11%, ОАЭ и Кувейт – по 10%. Диверсификация экономики – на сегодня основная задача, стоящая не только перед этими странами, обладающими значительными запасами нефти и других минеральных ресурсов, но также и перед Египтом, Ливаном и Иорданией. Страны-лидеры нефтедобычи понимают, что рано или поздно нефтяные запасы закончатся. При намеченных средних темпах роста ВВП в мире на 2000-2010 гг. 3.2% в год потребление нефти будет увеличиваться меньшими темпами и составит около 1.5-1.55% в год. Но и при таких умеренных объемах запасов нефти в странах ОПЕК хватит примерно на 70 лет. Арабский мир, осознав опасность, стремится развивать в первую очередь те отрасли экономики, которые не связаны с добычей и переработкой полезных ископаемых: туризм, IT-технологии, грузоперевозки, банковский бизнес, а также новые для себя отрасли – добычу газа, цветную и черную металлургию.

Значительные успехи заметны в Саудовской Аравии. Крупнейший в мире экспортер нефти лидирует по поставкам за рубеж газоконденсатов, производство которых достигло уже 750 тыс. баррелей в день. Газовая промышленность составляет около 15% ВВП, или $25 млрд., обеспечивая более 150 тыс. рабочих мест. Активно развивается в Саудовской Аравии и цветная металлургия, приносящая ежегодно более 3 тыс. тонн цинка, 900 т меди, 8.5 т серебра и более 400 кг золота.

Правительство Катара также весьма успешно проводит целенаправленную политику по диверсификации производства. Здесь активно развиваются газодобывающая и газоперерабатывающая отрасли. По оценкам экспертов, в ближайшее время доходы от экспорта газа могут сравняться с доходами от продажи нефти. В ОАЭ приоритетными направлениями развития экономики правительство признало туризм, медиаиндустрию, международные грузоперевозки и информационные технологии. Успехи уже налицо: лидерство в IT-индустрии среди арабских стран, значительный рост грузо- и пассажироперевозок. Отрасли, не связанные с нефтью, принесли стране $51 млрд., или 72% ВВП страны.

В Кувейте все больше внимания уделяется электроэнергетике, строятся мощные электростанции. Во всех арабских странах туризму уделяется все большее внимание. Несмотря на некоторые проблемы, вызванные войной в Ираке, быстро восстанавливаются прежние объемы. В первую очередь это касается Египта, для которого туризм становится системообразующей отраслью. Практические шаги арабских стран по диверсификации экономики уже приносят свои плоды, тем самым показывая и другим государствам выход из тупика.

Легкие деньги

В то время как большинство арабских стран стремятся снизить свою зависимость от нефти, Россия активно обсуждает вопрос о возможном увеличении экспорта сырья. Не раз от правительства можно было услышать, что главное – преодолеть сырьевую зависимость и ускорить диверсификацию экономики за счет создания благоприятных условий для несырьевого сектора. На деле российские нефтедобывающие компании и западные потребители нефти подталкивают российское правительство к тому, чтобы оно согласилось на значительное повышение пропускной способности магистральных нефтепроводов.

Выросший объем экспорта нефти стал одной из главных причин быстрого восстановления экономики страны после кризиса 1998 года. И сегодня Россия увеличивает пропускную способность экспортных нефтепроводов, стремясь максимально выгодно для себя использовать текущую ситуацию с высокими ценами на нефтепродукты. Экспорт российской нефти за январь-август 2003 г. оказался на 10% выше показателя аналогичного периода 2002 г. В целом за 8 месяцев нынешнего года экспорт нефти из России в дальнее зарубежье составил 113,642 тыс. тонн.

Несмотря на очевидные негативные последствия от подобных шагов в перспективе, правительство не очень обеспокоено нефтезависимостью. Так, премьер-министр Михаил Касьянов не раз высказывал мнение, что российская экономика сможет сохранить устойчивые позитивные тенденции, даже если цены на нефть снизятся. Редкие критические высказывания о том, что высокая цена на нефть дестимулирует экономические реформы в России, можно услышать лишь из уст главы Минэкономразвития. «Высокая цена на нефть – и плохо, и хорошо одновременно. Хорошо, поскольку дает высокие доходы в бюджет и высокие доходы отрасли, которые позволяют ей расширяться, а плохо – поскольку создает ощущение благополучия. Кроме того, высокая цена на нефть укрепляет реальный курс рубля, что очень плохо для остальных, прежде всего обрабатывающих, отраслей», – эти слова Германа Грефа отражают те метания, которыми преисполнены чиновники.

Судя по документам, которые принимаются, надеяться на какие-либо изменения в макроэкономическом развитии не приходится. Разработанный Минфином план предусматривает профицит федерального бюджета в 2004 г. на уровне 0.6% ВВП, а в 2005 г. – 0.9% ВВП. В будущем году профицит фактически сохраняется на уровне 2003 г. в связи с прогнозом снижения цены российской нефти на мировых рынках. Так, среднегодовая цена на нефть в 2004 г. оценивается на уровне $22 за баррель, в 2005 г. – немного выше, $22.5 за баррель. Зависимость бюджета от цен на нефть как была раньше, так и сохранится в ближайшие 2-3 года.

Согласно исследованиям Всемирного банка, 3% из указанных 7.2% роста российского ВВП были достигнуты благодаря росту цен на нефть. Если в первой половине прошлого года средняя цена на российскую нефть составляла $18.5 за баррель, то с началом войны в Ираке она поднялась до $23.7. По-прежнему 80% капитализации российского рынка зависят от нефтегазовой сферы. При снижении цены на нефть хотя бы на 1 доллар производство теряет более $1 млрд. Возможен ли подобный сценарий? Большинство аналитиков считают, что возможен. Мировой нефтяной рынок стоит на грани серьезных потрясений из-за отсутствия взаимодействия стран – крупнейших производителей нефти. Кризис перепроизводства нефти и резкое падение цен могут начаться уже в конце зимы-весны 2004 года. Прогнозируемое возвращение Ирака на рынок способно привести к превышению предложения над спросом. Соединенные Штаты не для того затевали «бурю в Ираке», чтобы потом не воспользоваться громадными нефтяными запасами этой страны, обладающей 11% всех запасов (второе место в мире). В 2004 г. Россия имеет все шансы вступить в ВТО, после чего проблемы еще более ужесточатся. Снизится уровень государственного контроля, повысится конкуренция. К этому не готовы ни промышленность, ни сельское хозяйство.

«Не заснуть под теплым одеялом…»

Уже сегодня Россия представляет собой страну с расбалансированной экономикой: при значительном расширении сектора добычи углеводородного сырья другие секторы промышленности и сельского хозяйства значительно отстают. Нефтяной сектор находится преимущественно в частных руках – фактически в руках 2-3 компаний. У правительства остается единственный рычаг – сеть нефтепроводов, которые используются для экспорта нефти. Регулируя темпы увеличения пропускной способности экспортных нефтепроводов, российское правительство имеет возможность замедлять или ускорять темпы наращивания нефтедобычи, чтобы они соответствовали общим темпам экономического роста.

Правда, нефтедобывающие компании уже добиваются разрешения в частном порядке финансировать развитие сети магистральных нефтепроводов. Все больше признаков того, что оперативный контроль над нефтепроводами уходит от правительства. Вполне объясним соблазн, который одолевает как владельцев нефтяной отрасли, так и правительство: высокие средние цены за баррель сырой нефти в сочетании с ростом экспорта позволили России за четыре года после финансового кризиса 1998 г. заработать на продаже своей нефти и природного газа $160 млрд. В прошлом году на долю экспорта нефти и газа пришлось 40% общего объема экспорта страны, что составило 38% налоговых поступлений в федеральную казну. Та ликвидность, которую обеспечили России нефть и газ, также стала одним из главных двигателей роста в секторе услуг и потребительских товаров. Нефтяной отрасли Россия целиком обязана и взрывным ростом на фондовой бирже в последнюю пару лет. Однако настораживает тот разрыв, который образовался между добывающими компаниями и остальным российским предпринимательством.

Наращивание объемов добычи выгодно многим. Сегодня Россия добывает чуть более 8 млн. баррелей нефти в сутки и половину этого экспортирует, что соответственно на 25% и на 60% больше, чем в 1998 г. При этом Россия могла бы добывать больше нефти, и недавнее слияние компаний ЮКОС и «Сибнефть» отражает этот потенциал. У нас разведанные запасы нефти оцениваются на уровне 100 млрд. баррелей. К 2010 г. российские нефтедобывающие компании могли бы без большого труда увеличить свой экспорт до 7 млн. баррелей нефти в сутки.

Правительство вынуждено сегодня планировать рост инвестиций в другие секторы экономики, стремясь достичь сбалансированного роста и сократить зависимость экономики от колебаний мировых цен. В то же время, по мнению многих экспертов, экономика страны продолжает сидеть на «нефтедолларовой» игле. И именно от нее зависит весь распропагандированный экономический подъем.

Отсюда и бюджетные проблемы, которые кроются не в конъюнктуре цен на нефть, а в нефтезависимости бюджета в целом. Кроме всего прочего, страна недополучает огромные суммы налоговых отчислений от экспорта сырья. По мнению ряда аналитиков, в бюджет поступает в лучшем случае 1% от многомиллиардного оборота крупнейших фирм, занимающихся поставками за рубеж нефти, газа и другого сырья. Серьезных правительственных программ по развитию реального сектора, по прекращению утечки капитала за рубеж, по контролю над естественными монополиями как не было, так и нет. Сегодня прибыль в нефтяном секторе составляет 100-150%, а, к примеру, в наукоемких отраслях – не более 30%.

Сбалансированного развития экономики не добиться без структурной реформы в пользу перерабатывающей отрасли. В долгосрочной перспективе зависимость экономики от одного сектора будет считаться более рискованной для инвесторов, в результате чего поток прямых инвестиций сократится. Дальнейшее развитие индустрии нефтедобычи говорит о желании получить «легкие» нефтяные деньги. Благодаря этому может быть продолжено восстановление экономики, финансируемое за счет доходов от экспорта нефти, и Россия сохранит почетное место за столом глобальной политики как важный источник энергетических ресурсов для Соединенных Штатов, Европы и Азии. Правда, в этом случае экономика и все богатства страны будут все больше сосредоточиваться в руках немногих промышленно-финансовых групп, действующих в данном секторе.

Остается надеяться, что разум победит. Залог тому – слова президента, который обещает «не заснуть под теплым одеялом нефтедолларов», а развивать российскую экономику в стабильных условиях. Правда, пока не ясно, что это значит: то ли пару лет поэксплуатируем ресурсы, а затем что-нибудь придумаем, то ли уже сейчас перейдем к реальным шагам по диверсификации экономики.

 Ноябрь 2003

Александр Потапов